Елена Бондарева,
и.о. начальника отдела по надзору за исполнением законов в
экологической сфере и в оборонно-промышленном комплексе
прокуратуры города Москвы.
В текущем году российское законодательство претерпело немало
изменений и сфера оборонно-промышленного комплекса не
исключение. На некоторых из них мне хотелось бы остановиться
подробнее.
В последнее время наиболее актуальными для ГОЗа остаются
вопросы ценообразования и вступившее в силу с 1 января 2018
года постановление Правительства Российской Федерации от
02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на
продукцию по государственному оборонному заказу, а также о
внесении изменений и признании утратившими силу некоторых
актов Правительства Российской Федерации» (далее –
постановление) тому подтверждение.
Необходимость принятия данного нормативного правового акта
обусловлена существующими в Федеральном законе от 29.12.2012
№ 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» положениями,
регламентирующими вопросы ценообразования, но требующих
установления порядка государственного регулирования цен на
товары, работы, услуги, поставляемые в соответствии с
государственными контрактами (контрактами) по ГОЗ, а также
закрепления полномочий федеральных органов исполнительной
власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»,
Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»
по государственному регулированию цен в сфере ГОЗ.
Постановлением установлены методы определения цены на
продукцию, условия и порядок применения видов цен на
продукцию и перевода в фиксированную цену других видов цен
на эту продукцию, определения плановой рентабельности
(прибыли) в цене на продукцию и др.
Принятие указанного постановления заставило во многом
предприятия ОПК работать по-новому, а возникающие на
практике вопросы его правоприменения до настоящего времени
носят дискуссионный характер.
Среди наиболее острых вопросы допустимости использования в
целях соблюдения сроков размещения ГОЗ при размещении
плана-графика и соответствующих закупок в Единой
информационной системе в сфере закупок обосновывающих
начальную (максимальную) цену государственного контракта
документов, подготовленных государственными заказчиками ГОЗ
до вступления в силу постановления в соответствии с ранее
действующими нормативными правовыми актами; необходимость
перерегистрации цены, зарегистрированной в 2017 году в
Федеральной антимонопольной службе и д.т.
Следует учитывать, что документы для регистрации цены
единицы товара, направленные и поступившие в Федеральную
антимонопольную службу после 1 января 2018 года,
рассматриваются в порядке, предусмотренном постановлением, с
определением базовых цен на продукцию, соответствующую
подпункту «б» пункта 115 Положения о государственном
регулировании цен на продукцию, поставляемую в рамках ГОЗ,
утвержденного постановлением. Согласно абзацам седьмому –
девятому пункта 9 Положения формирование цен указанной
продукции в годы, следующие за годом определения базовой
цены, осуществляется с применением методов индексации в
соответствии с пунктами 21-36 Положения.
С недавних пор еще одним существенным и долгожданным
изменением федерального законодательства стало принятие
Правительством Российской Федерации 04.05.2018 постановления
№ 543 «О внесении изменений в постановление Правительства
Российской Федерации от 19.01.1998 № 47», которым утверждены
Правила ведения организациями, выполняющими государственный
оборонный заказ, раздельного учета результатов
финансово-хозяйственной деятельности; Правила заполнения
отчета об исполнении государственного контракта, контракта
организацией, выполняющей государственный оборонный заказ и
форма указанного отчета.
Данное постановление принято в развитие статей 8,10
Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О
государственном оборонном заказе», предусматривающих общие
нормы ведения исполнителями ГОЗ раздельного учета
результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому
государственному контракту (контракту).
Обращает на себя внимание установленный порядок заполнения
вышеуказанного отчета организацией, выполняющей ГОЗ.
Так, отчет составляется по каждому контракту нарастающим
итогом по всем хозяйственным операциям, отраженным на дату
его составления. Отчетным периодом является период с даты
заключения контракта по дату составления отчета,
устанавливаемую государственным заказчиком.
Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что в
настоящее время столичными предприятиями ОПК указанные
нововведения успешно применяются.
Вступившие в законную силу с 09.01.2018 изменения уголовного
законодательства коснулись введения в Уголовный кодекс
Российской Федерации статей 201.1 «Злоупотребление
полномочиями при выполнении государственного оборонного
заказа» и 285.4 «Злоупотребление должностными полномочиями
при выполнении государственного оборонного заказа».
По своей сути произошло законодательное разграничение
предусмотренных этими нормами преступлений с иными
преступными деяниями, совершенными, в том числе, в сфере ГОЗ.
В завершении хотелось бы отметить, что вышеперечисленные
изменения — далеко не все. Федеральное законодательство о
ГОЗ постоянно совершенствуется. Это, в первую очередь,
связано с высокой актуальностью вопросов гособоронзаказа. В
этих условиях обеспечение законности в сфере
оборонно-промышленного комплекса является приоритетным
направлением в деятельности прокуратуры города Москвы.