В преддверии начала приемной кампании в вузы 2019 года
ректор Водной Академии, кандидат технических наук,
член-корреспондент Международной академии наук экологии,
безопасности человека и природы, действительный член
Международной академии информатизации Анатолий Кинебас
рассказал о своих первых шагах в новой должности, поделился
мнением об образовательном процессе в новом учебном году, а
также рассказал о дальнейших планах Академии.
- Анатолий Кириллович, пользуясь военной терминологией,
можно сказать, что вы прошли путь от солдата (студента) до
генерала (ректора). Сейчас вы - ректор нового Петербургского
вуза, а любили ли вы учиться и посещать занятия? Легко ли
давалась вам учеба?
- Когда я выпускался из Военно-морского училища, я на
какой-то момент подумал, что полностью готов к службе и
жизни на флоте и, наверное, больше не придётся учиться. Но
получив на своём первом крейсере заведование, о котором в
училище ничего не говорили, я понял, что придётся учиться
дальше. В это же время появилось понимание того, что
основная форма подготовки офицера – это самостоятельная
работа.
Для учёбы не обязательно сидеть за партой. Для учёбы
необходимо внутреннее состояние, когда ты не удовлетворён
тем, что ты знаешь и умеешь. Учиться надо каждый раз чему-то
новому. Осознание того, что нужно освоить тот или иной курс,
всё равно заставляет работать.
- Были у вас какие-то авторитеты, когда вы учились? На
кого-то, может быть, равнялись?
- Конечно, были. Помню, как, учась в школе, увидел курсанта
Военно-морского училища, который приехал в отпуск. Я увидел
человека в военной шинели, мы поговорили о флоте и кораблях,
и тогда я понял, какому делу я посвящу часть своей жизни.
- Расскажите о ваших ключевых задачах на посту ректора?
- Когда я пришёл на пост ректора, для меня Академия не была
чем-то новым. Ещё в те времена, когда вуз только
задумывался, разработку его концепции генеральный директор
Водоканала поручил мне, своему первому заместителю. Тогда мы
готовили документы для создания вуза, думали о том, какие
задачи будет решать Академия. Речь шла не о простом учебном
заведении, где будут готовиться бакалавры и магистры. Не в
простых студентах нуждается водная отрасль России,
необходимо освоение тех новейших и уникальных технологий,
которые внедрены в Водоканале Санкт-Петербурга. Необходимо,
чтобы специалисты других Водоканалов имели доступ к ним и
могли освоить эти технологии.
В 2019 году мы начали восстановление производственных и
деловых связей с Водоканалом. И преподаватели, и студенты, и
сотрудники Академии должны знать, что родное предприятие и
единственный учредитель Академии – Водоканал, и мы должны
готовить специалистов и решать проблемы, которые сегодня
есть в водной отрасли.
Второй шаг – необходимо было откорректировать штатное
расписание. Главная цель – создание коллектива
единомышленников.
Третья задача – внутренние мероприятия в Академии, в которых
принимают участие коллектив преподавателей и студенты вуза.
Например, не так давно мы все вместе посадили деревья на
территории Академии, провели мероприятие для ветеранов и
сделаем ещё больше.
- 25 января 2019 года Водная Академия отметила свой первый
день рождения. С какими успехами вуз подошел к этой дате,
что примечательного произошло?
- Во-первых, Академия уже имеет имя, об Академии знают. Мы
сегодня находимся в деловых взаимоотношениях с крупными
водоканалами России, с нами взаимодействуют РАВВ, ассоциации
водоканалов Казахстана, Беларуси, Сербии и Польши.
Мы интересны профессиональному сообществу Узбекистана, Китай
готов сотрудничать с нами. У нас есть выстроенные
взаимоотношения с другими вузами. Академия постепенно
занимает свою нишу в профессиональном сообществе.
- Какие перспективы и главные задачи у Академии сегодня?
- Мы ещё так мало сделали, у нас ещё всё впереди –
лицензирование новых программ и в 2020 году государственная
аккредитация – это пока главные задачи для нас. Нам
необходимо выстроить учебный процесс, в котором используется
главное богатство нашего предприятия – наилучшие технологии,
которые уже внедрены и работают в филиалах водоснабжения и
водоотведения.
- Академия осуществляет подготовку специалистов по программе
прикладного бакалавриата. В чём заключается преимущество
данной программы?
- В профессиональном сообществе поднимается один и тот же
вопрос – сегодня невозможно получить специалиста из вуза,
готового приступить немедленно к работе. Его знания не
подкреплены никаким практическими знаниями. Потеряно главное
– практика после каждого курса.
Цель состоит в том, чтобы студент знал, какие задачи перед
ним будут стоять, чем и как он будет заниматься на своём
рабочем месте.
Каждый из наших студентов, пройдя практику после первого
курса, побывав на рабочем месте и увидев, как работает
оператор в цехе очистки воды или машинист насосных
установок, или оператор на Центральной станции аэрации,
будет иметь представление о том, как выглядит работа
изнутри. Уже на втором курсе, когда проводятся занятия на
производственных площадках, у студентов возникает понимание
того, что это практическое знание, процесс надо изучить,
разобраться в нём и владеть им.
- Какие образовательные программы бакалавриата Академия
планирует запустить в 2019 году?
- В 2019 году набор студентов будет осуществляться по
направлению подготовки 38.03.10 «Жилищное хозяйство и
коммунальная инфраструктура», профили «Управление в сфере
водоснабжения и водоотведения» и «Управление жилищным фондом
и многоквартирными домами». И дополнительно планируется
лицензирование направления подготовки 20.03.02 «Природообустройство
и водопользование» профиль «Инженерные системы водоснабжения
и водоотведения» и направления подготовки 05.03.06 «Экология
и природопользование» профиль «Гидроэкология».
- Водная Академия является центром образования и инноваций
отрасли городского хозяйства. Какие перспективы имеет
абитуриент, осознанно поступающий сюда? Будут ли
востребованы выпускники Академии на рынке труда?
- Конечно, будут. Если бакалавр будет подготовлен по тому
плану, о котором мы говорим, то такой специалист, конечно,
будет востребован на рынке труда. Иначе это просто
обезличенная подготовка кадров. Наши выпускники будут знать,
чем они собираются управлять: подразделения в водоснабжении
и водоотведении, в управлении городским хозяйством.
- Планируете ли вы в новом учебном году преподавательскую
деятельность, будете ли вести студенческие исследовательские
работы?
- Конечно, планирую. За 20 с лишним лет работы в Водоканале
я занимал должность первого заместителя директора и
директора на Южной водопроводной станции, занимался
энергетикой Водоканала, в моём подчинении был Департамент
инфраструктуры, руководил Департаментом водоснабжения,
Департаментом развития систем водоснабжения и водоотведения,
был первым заместителем генерального директора по
производству и защитил 12 лет назад кандидатскую диссертацию
«Мониторинг качества питьевой воды в условиях современного
мегаполиса». В моей диссертации рассмотрены самые передовые
наработки на тот период в Водоканале по контролю качества
воды. Все эти годы я - участник происходящих изменений в
Водоканале, знаю о тех технологиях, которые внедрены и в
водоснабжение, и в водоотведение. Все эти годы я занимался
тем, что совершенствовал вместе с другими руководителями
Водоканала систему управления предприятием. Она построена с
учётом требований международных стандартов.
Я готов работать со студентами уже в самом конце их
обучения. Делиться практически опытом с выпускниками.
- Что бы вы могли пожелать абитуриентам, которые
поступают в Водную Академию? И студентам, которые уже тут
обучаются?
- Молодые люди, которые придут в этом году на первый курс,
это будут люди, которые не случайно здесь окажутся.
Осознанный выбор – это важно, это всегда здорово, он
заслуживает похвалы. А второкурсникам, которые благополучно
завершили первый год обучения, желаю и в дальнейшем – «так
держать». Я думаю, что им понравился этот год, им понравится
и дальше, потому что, если сравнивать наш вуз и другие, где
по несколько тысяч обучающихся, столько внимания и столько
людей, которые занимаются работой со студентами, больше
нигде нет.