Менее 10% россиян создают собственный бизнес, встают во главе
общественных движений, реализуют себя в науке или
творчестве. Наблюдается дефицит ярких, живо мыслящих,
способных взять на себя ответственность людей. Компании
пытаются взрастить руководителей, но результат не всегда
удовлетворительный. Может быть, харизма – это качество
врожденное, а лидерство ситуативно? И возможно ли лидерство
для человека простого, открытого или даже робкого? Об этом
мы беседуем с Денисом Басовским, известным ведущим
трансформационного тренинга и исследователем «онтологической
модели лидерства» Вернера Эрхарда.
— Денис, ты прошел Лидерский курс Вернера в 2017 году. Я
слышал, что на Западе (в частности, в США) он достаточно
известен. Журнал «Forbes» определяет его как один из
оригинальных, сложных и «элитных» тренингов. В чем отличие
данного курса от других курсов о лидерстве?
— Сразу стоит сказать, отличие — кардинальное. Во всяком
случае, о таком подходе к обучению мало что известно. И это
не совсем обучение, скорее это освоение «лидерского
видения». Не изучение «со стороны», а погружение в состояние
и практику лидерства.
Вернер был первым, кто изобрел принцип личной трансформации
и внедрил его в США и на Западе в целом. Затем он перенес
этот принцип в бизнес-сообщества, так и появился Лидерский
курс. Этот тренинг, действительно, можно назвать элитным,
потому что он, во-первых, не всем понятен и доступен. И,
во-вторых, не всем, собственно, и нужен. Он требует
интеллектуальной, эмоциональной и духовной зрелости.
Лидерский курс приводит именно к трансформации людей и
бизнеса.
— Принято считать, что лидерство, харизма — это
врожденные качества. Чему в таком случае здесь можно
научить?
— С позиции «онтологической модели» Вернера, лидерство — это
не качество и не набор качеств. Это такой, по терминологии
курса, «контекст», в котором живет человек. Феноменальность
данного метода состоит в том, что этот контекст можно
передать любому, кто заинтересован явлением лидерства и
хочет его в себе развить. Контекст определяет то, как
человек видит мир, как он воспринимает себя и людей, которых
он ведет. Лидерство работает только через личное открытие и
практику.
— Как сам Вернер стал работать над этим направлением?
— Эрхард Вернер известен как автор провокационного, но очень
продуктивного «ЭСТ-тренинга». Примерно с 1975 года он
заинтересовался явлением лидерства, стал изучать этот
феномен и читать лекции на эту тему. Лидерский курс в том
виде, в котором он представлен сейчас, был предложен сначала
в бизнес-школе Саймона университета Рочестера США в
2004-2008 годах.
Данный курс явился результатом тридцатилетнего изучения
феномена лидерства, встреч и интервью с первыми лицами
бизнеса, культуры, науки и общественной деятельности. Да и
сам Вернер – харизматичная личность, он ведет за собой
десятки тысяч людей. То есть, это труд основательный,
практичный и очень глубокий.
Через его тренинги прошло много известных людей, стоявших и
стоящих во главе целых направлений бизнеса, культуры, науки
и других сфер. Например, режиссеры Эндрю и Лоуренс Вачовски
— создатели «Матрицы», автор бестселлеров «Бедный папа,
богатый папа» Роберт Кийосаки и многие другие. В 70-х годах
прошлого века обучение у Эрхарда прошли многие звезды
Голливуда. NASA пользовалось его консультационными услугами.
Одно время киностудию Warner brothers называли «Вернер
бразерс», потому что большинство ее «топов» прошли
трансформацию личности, что оказало сильное влияние на
деятельность и рост компании.
Сейчас Вернер часто выступает на тему Лидерства в Кембридже
и в Стенфорде. Гарвардская бизнес-школа пользуется этой
технологией. На данный момент этот курс преподают в 46
университетах мира.
— Само определение «лидерства» имеет особые
характеристики. Кто такой, в понимании Вернера, лидер?
— Далеко не обязательно, что лидер — это начальник.
«Лидерство» вообще никак не связано с лидерской должностью.
По определению Вернера, лидер — это человек, который живет
из будущего, а не из прошлого. И тогда он может его создать
в настоящем. Это особое будущее, которое само по себе не
произойдет. Для реализации этого будущего нужны люди,
которые будут это будущее разделять.
— Определение кажется предельно абстрактным. Насколько
оно применимо для бизнеса?
— Да и весь курс очень абстрактен. Но когда эти абстракции
начинаешь применять в конкретной ситуации, это становится
очень эффективным. Потому что абстракция – это технология,
выжимка из самой практики, в отличие от теории.
— По утверждению Вернера лидер не должен ничего скрывать
от тех, кто за ним идет. Он открыто говорит, что с ним
происходит, что он чувствует. Как это соотносится с нашей
реальностью, когда даже от заместителей, бывает, лучше
держать информацию подальше… Как вообще обычно складывается
наше представление о лидерстве?
— Мы смотрим на какие-то поступки Трампа или Джобса и за них
додумываем, почему они так поступили. Мы можем только
предположить, что происходило внутри этих людей. Но
настоящий лидер, как правило, очень нестандартно думает и
принимает решения. Источник его лидерства скрыт от глаз. Все
совсем не так, как кажется наблюдателям.
Проводились реальные исследования относительно того, как
играют в теннис новичок и профессионал. И вот что было
открыто: для новичка и мастера спорта летящий на них мяч
воспринимается не одинаково. Для первого теннисный мяч —
маленький и быстро движется. А для мастера мяч — большого
размера и летит медленно, так что по нему легко попасть.
Т.е. источник их мастерства лежит в сфере восприятии
ситуации на корте, а не в их навыках или качествах.
Онтологическая модель предлагает посмотреть на лидера
изнутри, отвечая на вопрос, что мне нужно, чтобы быть
лидером и открыть доступ к лидерству в своей жизни.
— Множество тренингов предлагает копировать модели
поведения лидера. Допустим, одеваться подороже, уверенно
двигаться, визуализировать образ желаемого будущего и так
далее. Разве это не работает?
— Это работает, но вопрос — насколько эффективно. Иначе не
было бы такого количества курсов по лидерству, основанных на
культивации лидерских качеств. Но если мы говорим о
Лидерском курсе Вернера Эрхарда, тут принцип другой. Он
открывает доступ к «миру лидерства», что в итоге естественно
отражается в решениях и поведении. Это взгляд изнутри
лидерского контекста, это создание определенного типа
восприятия и мышления. Что, действительно, нужно человеку,
чтобы быть лидером — именно этим вопросом задался Вернер,
создавая этот курс.
Он и его коллеги долго изучали лидеров разного уровня,
общаясь с первыми лицами корпораций, компаний, наблюдали,
проникая в суть явления. Они исследовали нюансы — почему,
например, некоторые лидеры могут быть лидерами только в
определенной ситуации или области. Допустим, Ясер Арафат
возглавлял повстанцев, но когда стал управлять государством,
у него дела не пошли. На основе этой работы Вернер пришел к
выводу о первичности «лидерского «контекста», основой
которого является приверженность своему слову.
— Если «лидерство» может реализовываться только
«изнутри», как вообще это происходит? Что стоит на первом
месте?
— Слово. Вообще, лидер с огромным вниманием, даже уважением
относится к тому, что он говорит. Во главе угла у него стоит
принцип: «Я не бросаю слова на ветер. Вообще, все, что я
говорю, имеет значение».
Посредством речи лидер создает «то, чего еще нет». Как на
курсе живо продемонстрировал нам Вернер Эрхард: лидер
использует слова таким образом, что если он говорит «стул»,
то стул должен появляться из его уст. Это значит, обещая
что-либо, лидер обязуется воплотить это в реальность.
— Но ведь результат может зависеть не только от него, а
от политической ситуации, климата, вообще от многих
факторов.
— Здесь на первое место не ставятся внешние факторы и
обстоятельства. Тут включается «ответственность» лидера. Это
такое особое отношение к делу: «Все, что бы я ни делал,
зависит от меня на 100%, без исключений. Только я создаю
результат, не допуская мысли о том, что что-то может
повлиять на него»..
Хотя внешние условия, в том числе и человеческий фактор,
влияют на результат, но позиция «Результат зависит от меня»
делает человека не просто ответственным с общепринятой точки
зрения, а делает его эффективным и наделяет силой влияния.
Он начинает более внимательно следить за тем, что вокруг
происходит, и если что-то пойдет не так, он повлияет на это.
В результате возникает другой аспект лидерства: у человека
появляется гораздо больше энергии для реализации своих идей.
Но чтобы объяснить, как это происходит, надо пройти курс.
— Как на природу может повлиять настрой человека? Это
вера?
— Если пошел снег, то ведь от меня зависит, включать данное
природное явление в задание, так же, как и, например,
политическую ситуацию, экономический кризис, курс доллара,
или нет. И это не вера. Лидеру не нужно верить в себя. Это
конкретная практика. Четкая инструкция по применению. И
приверженность – когда следование определенной идее
становится для лидера жизненно необходимым. Причем эту идею
лидер сам для себя создает.
— В чем заключается эта идея?
— Это не просто цель, это некое видение того, что должно
произойти в будущем, и что само по себе — по инерции — не
произойдет. Плюс — это особое отношение к людям, которые
идут за лидером. Которое заключается в том, что их
потребности для него становятся важными. То есть не лидер
придумывает какую-то идею, потом смотрит, кто ее разделяет,
берет их к себе в команду и двигается. Нет, учитываются
потребности людей, происходит постоянный диалог с теми, кого
лидер ведет за собой.
— У этих людей могут быть идеи, совершенно
противоположные тому направлению, в котором ведет лидер…
— И это не значит, что он их предложения слепо принимает. В
том и заключается его ответственность, что последнее слово
за ним. Но потребности людей, идущих за ним, являются для
него приоритетом.
— И эти инструменты курса фактически меняют поведение
человека на лидерское?
— По крайней мере, в ситуациях, которые требуют лидерства.
— Бывают такие ситуации?
— Например, меня не устраивает ход внедрения новинки в
производство. Если сотрудники жалуются, то я как лидер все
выясняю. Тут либо построены неправильно процессы, либо
проблема в коммуникации, либо просто чего-то не хватает, и
тогда моя задача — сделать так, чтобы все, что нужно,
появилось. Другими словами, меня интересует, чтобы процессы
работали. Чтобы они приносили результат мне как владельцу
бизнеса, тем, кто со мной работает и моим клиентам..
На мой взгляд, главное отличие данного курса состоит в том,
что он чуть ли ни в первой степени ориентирован на тех, кто
находится рядом с лидером. То есть даже не на лидера, а на
людей, которые за ним идут. Хотя обучение проходит сам
лидер.
— Допустим, мы берем российский бизнес… Даже в уставе
компании написано, что главной целью акционерного общества
является извлечение прибыли, а не благополучие сотрудников…
— Невозможно долго извлекать прибыль, эксплуатируя людей и
предоставляя некачественные услуги. В любом случае мой успех
зависит от того, какую услугу я предоставляю, и от того,
насколько, если хотите, счастливы мои работники..
Понятно, что будут возникать сложности, но, если сотрудники
видят, что я пытаюсь улучшить условия труда или изменяю
неэффективные процессы, они остаются в моей компании.
Соответственно, они становятся более профессиональными, у
них появляются возможности карьерного роста и роста
зарплаты.
Я не хочу углубляться в детали бизнеса, понятно, что они в
этом курсе работают, иначе бы тысячи владельцев компаний не
ехали бы сюда, не тратили бы время и деньги. Тут главное
понять идею Лидерского курса: компания стремительно
развивается только тогда, когда руководитель думает о
подчиненных не меньше, чем о себе. И когда он умеет их
выслушать — в этом кроется источник его вдохновения.
— Множество курсов учат слушателей верить в себя,
создавать будущее, мечтая о нем, некие мыслеформы строить…
— Нет, это не о том, чтобы верить или мечтать. Это о том,
чтобы делать что-то особым образом и относиться определенным
образом к своим словам. То есть пользоваться языком так,
чтобы то, что ты говоришь, во-первых, вдохновляло и меняло
других людей, и, во-вторых, происходило то, что ты говоришь.
— Что «вдохновляет» лидера и как он находит это
вдохновение?
— Способ находить «вдохновение» на самом деле простой —
наблюдать и слушать, выявляя потребность. Это умение,
необходимое в любой коммуникации. Не просто слушать слова, а
вникать, о чем человек говорит, что его беспокоит, чего ему
не хватает как сотруднику или клиенту..
Это особый вид слушания, который заключается в том, что я
ничего своего не добавляю к тому, что слышу. Обычно в
диалоге у нас уже есть готовое мнение. Мы через свою систему
взглядов, как через фильтр, пропускаем то, о чем говорится.
Например: «А, ну понятно, он постоянно об этом говорит,
постоянно на это жалуется». А здесь необходимо допустить,
что, возможно, я вообще не знаю, что у человека за
потребности. Более того, так можно услышать то, о чем сам
сотрудник и не догадывался. Однозначно, у меня очень многое
прояснится в отношении той цели, к которой мы идем.
Таким образом, лидер находит то, чего его компании
действительно не хватает. Любой предприниматель понимает
все, о чем я говорю. Ведь одно дело, когда я создаю что-то,
что уже есть, просто в рамках конкуренции доказывая, что мой
товар или моя услуга лучше. И другое, когда я нахожу нишу,
которой еще нет, но потребность в новом товаре уже есть. Тут
работает точно такой же принцип, то есть выявляется
потребность, но уже в отношении более широкого круга
вопросов.
— Ты мог бы рассказать о субъективных результатах
Лидерского курса для себя?
— В начале декларируется так называемое обещание Вернера,
которое звучит примерно так. Вы выйдете из этого курса,
будучи лидерами, и сможете практиковать лидерство как свое
естественное самовыражение в ситуациях, которые требуют
лидерства..
И во время прохождения курса я очень глубоко задумался. Для
меня отношение Вернера привело к большому пересмотру того,
что я вообще делаю, зачем я это делаю, куда я иду.
То есть лидер – это, во-первых, человек, который может сам
себя куда-то вести. И я лицом к лицу столкнулся с тем, что
плыву по течению, по сути, просто выживаю. И я увидел, каким
образом я это делаю.
И другая важная вещь — увидеть, что лидер только тогда
лидер, когда людям вокруг него становится лучше. И то, что,
если ничего не делать, жизнь по инерции приведет к будущему,
которое будет или чуть лучше, или «не хуже, чем настоящее».
Здесь начинаешь реально видеть необходимость создать такое
будущее, «которое не произойдет само по себе». Необходимо
кардинально выходить за пределы всех представлений, а именно
это и есть трансформация.
— Вернемся к сути лидерского контекста…
— Лидерский контекст заключается в том, что я могу повлиять
на ситуацию и на людей только с помощью своего слова и
действия. Как говорил Вернер Эрхард на данном курсе, «иногда
действия говорят громче слов». Если то, что я говорю, не
совпадает с тем, что я делаю, то у людей теряется доверие.
Это как в политической ситуации: мы видим, что лидер говорит
одно, потом через несколько лет выясняется, что делает он
другое. Должна быть целостность: говорю – делаю. И
подлинность. Это когда то, кем я себя считаю для себя, этим
я и являюсь для других. Например, если я говорю, что для
меня важно, чтобы сотрудники тоже зарабатывали, то я не
преследую цель расположить их к себе, а это действительно
для меня так и есть. Это моя приверженность. Это такой
феномен, когда для меня становится фундаментальной эта
потребность..
Например, дети умеют желать чего-то так, когда им что-то
очень-очень важно. Они все готовы сделать, чтобы это
произошло. Вот такое отношение, что я сделаю все, что от
меня зависит, чтобы это произошло — это та самая
приверженность. Тут не может быть отношения «может
получится, давайте попробуем, хотя в прошлый раз ничего не
вышло, мы уже сколько раз пробовали это». Это все не та
приверженность или приверженность тому, что, скорее всего,
ничего не получится. И во время этого возникают масса
открытий в отношении самого себя. Возникают препятствия,
появляется вопрос, а нужно ли мне вообще это лидерство или
сойдет, как было?
— То есть это не просто, а местами даже сложно?
— Лидерство — это особое отношение к жизни. Подлинность —
надо быть открытым. Ответственность — надо за слова свои
отвечать. Приверженность — надо взять какую-то большую цель.
На этом этапе как раз человек и решается: это слишком сложно
и трудно или это единственная возможность создать что-то,
что не произойдет само по себе..
Здесь речь идет о том, что я по-другому начинаю
функционировать, опираюсь не на представление о том, что
лидер такой-то и что у меня, например, нет этих качеств и
мне их нужно как-то взращивать. А для этого пойти на
какие-то курсы, «прокачать» что-то и создавать себе
жизненные ситуации, где можно эти качества реализовать.
Здесь просто повседневно: если я себе говорю, что я это
сделаю, я это делаю. Даже если просто говорю, что встану
утром во столько-то и сделаю зарядку, или, наконец, пойду на
встречу, которую откладывал уже неделю, т делаю это — вот
это уже начало лидерства. И это я делаю, несмотря ни на что.
Дальше — подлинность. То есть я — настоящий, я не
притворяюсь. Если я слабый, несмелый или глупый, я не
скрываю этого. Мне просто нужно найти людей, которые будут
смелыми, умными и смогут решать определенные задачи. Но если
я делаю вид, что я обладаю качествами, которых у меня нет, и
люди надеются на меня, это обман.
Я ничего из себя не изображаю, а если изображаю, то
признаюсь, что да, вот тут я что-то из себя изобразил. Людям
нравятся искренние люди, подлинные. Ведь даже если просто
человек чем-то недоволен и при этом улыбается, он никого не
обманет, все видят фальшь. Вообще, харизматичные люди — они
достаточно подлинные.
Дальше – приверженность, то есть цель не просто самому лично
извлечь выгоду, а сделать так, чтобы вокруг люди тоже что-то
получили, и это реально для меня так. То есть я их не
использую. Каждый со мной обязательно что-то получит.
— Напоминает немного моральный кодекс строителя
коммунизма…
— Это не идеология, не набор догм или правил. Это именно
дело, потому что в любом случае людям важно, чтобы что-то
для них происходило..
— Ты говорил, что курс достаточно сложен и объемен, все
время происходят открытия во время его изучения. Какое из
недавних произошло с тобой?
— Последнее открытие для меня заключалось в том, что
лидерство начинается прямо сейчас. То есть не нужно ждать
какой-то ситуации или подходящих обстоятельств. Прямо сейчас
я говорю, что что-то произойдет и начинаю этому следовать.
То есть я беру на себя обязательство, чтобы это произошло. И
это, на самом деле, очень сильная вещь. Ведь когда мы сами
себе что-то говорим, обещаем и этого не делаем, у нас очень
много объяснений, почему мы этого не сделали. Обстоятельства
изменились, настроение не очень или я просто сегодня устал.
А лидеру это неважно. Я это делаю, опираясь ни на что иное,
а только на свое слово. Это и есть приверженность.
– Если подвести итог всему, что мы с тобой обсуждали, в
чем заключается «онтологическая модель лидерства» Вернера
Эрхарда?
— Для того, чтобы стать лидером в выбранной вами сфере,
профессии или быть лидером для своей команды и компании, вам
потребуется много практики:
- Первое — иметь основание для лидерства, четыре дистинкции,
которые отличают лидера;
- Второе — осваивать лидерский контекст для вашего дела и для
себя;
- Третье — убирать ограничения: ваши концепции о том, что для
вас и вашей организации возможно, а что нет, и
ограничивающий прошлый опыт;
- Четвертое — практиковать лидерство прежде всего для самого
себя, а затем в отношении тех, кого вы хотите вести за
собой;
- Пятое — создавать будущее, которое не произойдёт само по
себе, то есть создать что-то новое, чего ещё не было в вашем
прошлом.
Беседовал Дмитрий Кожевников