Один из самых ярких участников МВМС-2023 — Кабельный
завод «Спецкабель» — представляет на Салоне в Кронштадте
широкую линейку специальных кабелей собственной разработки.
Кроме того, компания выступила с инициативами по развитию
Северного морского пути (СМП), прогресс которого в немалой
степени зависит от применения отечественной кабельной
продукции. Обо всем этом газете «Show-daily МВМС-2023»
рассказал Сергей Лобанов, коммерческий директор и сын
основателя предприятия.
Одна из ключевых задач России сегодня — это освоение
Арктики. Важнейшие направления в Арктике — развитие
Северного морского пути и добыча природных ресурсов (как
полезных ископаемых, так и биологических). Для этого стране
нужны определенные мощности — порты, терминалы, ледоколы,
транспортный и рыболовный флот, перерабатывающие и
добывающие предприятия, аэродромы, жилье и прочая
инфраструктура.
Государством поставлена задача, чтобы грузопоток по СМП в
2023 году составил 46 млн тонн, а в 2024 году — 90 млн тонн.
То есть речь идет практически об удвоении объемов, при том
что в 2022 году поток был, для сравнения, всего 34 млн тонн.
Чтобы достичь этого при текущей обстановке, нужно наладить
эффективное сотрудничество государства и частного бизнеса,
поскольку частный бизнес тоже умеет эффективно и быстро
решать сложные задачи.
К примеру, мы — обычное частное предприятие. Завод основан
моим отцом на собственные средства и фактически с нуля.
Однако на текущий момент мы успешно работаем для атомного
флота, для кораблестроения, для космоса, для всех видов
гражданской промышленности. Например, когда резко
потребовалась замена импортных соединителей для гермозон
атомных реакторов ледоколов, мы разработали и освоили их
производство всего за четыре месяца, благодаря чему был
предотвращен срыв сроков изготовления реакторов для судов
проекта 22220.
Похожим образом мы решали проблемы гражданской
промышленности, когда в прошлом году ряд зарубежных
производителей ушли с нашего рынка и российские предприятия
остались без кабелей для подвижных механизмов.
Мы за три месяца разработали целую серию кабелей, которые
оказались в четыре раза более стойкими и в два раза дешевле,
чем зарубежные аналоги.
Так что возможности у частного бизнеса есть, и мы не одна
такая компания в России. Почти в каждой отрасли есть такие
же предприятия, которые созданы профессионалами,
вовлеченными в свою область и любящими свое дело. И чтобы
они решали насущные задачи, нужно, прежде всего, чтобы
предприятия об этих задачах узнавали.
Как показал «МВМС-2023», очень многие здесь услышали о нас
впервые, в том числе конструкторские бюро, проектные
институты и другие компании, значимые для освоения Арктики.
И эти структуры уже «накидали» нам много актуальных задач по
судостроению и развитию СМП. Они узнали, что есть
предприятие, способное решить их проблемы, которые из-за
прекращения импорта определенных технологий стали особенно
острыми. Предлагаем государственным корпорациям,
министерствам и другим ведомствам, заинтересованным в
развитии Арктики или любого другого направления в стране,
активно взаимодействовать с частным бизнесом.
В кабельной промышленности есть хороший пример такого
взаимодействия. Существует отраслевая ассоциация «Электрокабель»,
в которую входят все достойные производители и разработчики
кабелей. Минпромторг России этим давно уже пользуется. Они
присылают руководству ассоциации свои запросы о
потребностях, что нужно заменить или разработать, а
руководство ассоциации либо рассылает эти задачи адресно
предприятиям, которые на этом специализируются, либо
выкладывает эти задачи на обозрение отрасли. В судостроении
такая практика тоже есть. Портал korabel.ru регулярно
собирает для общения представителей судостроения:
проектировщиков, поставщиков, верфи, судоремонтные заводы.
Такие объединения помогают отраслям промышленности
развиваться, а государству и корпорациям — быстрее
взаимодействовать с бизнесом и решать свои задачи.