За многолетнюю историю Санкт-Петербургским морским
бюро машиностроения «Малахит» разработано более сотни
проектов. Большинство из них становились инновационным
прорывом своего времени. Создание уникальной морской техники
предприятием успешно продолжается и теперь. Один из примеров
— неатомная малая подводная лодка прибрежного действия
П-750Б с «хищным» названием «Сервал».
Весной «Малахит» отметил юбилей — 75 лет. Со дня своего
основания бюро всегда было тесно связано с развитием
отечественного кораблестроения и флота. Его сотрудники
спроектировали первую советскую атомную подводную лодку К-3
«Ленинский комсомол» и самый быстрый атомоход в мире проекта
661 «Анчар». Здесь создали грозное оружие периода холодной
войны — субмарины проекта 705 и 705К — и разработали
новейший многоцелевой подводный атомный крейсер IV поколения
«Ясень».
Большой практический опыт позволяет коллективу «Малахита»
искать новые решения и успешно развивать перспективные
направления. Таким считается семейство «Пиранья», в которое
первыми вошли малые подводные лодки специального назначения
проекта 865. Две миниатюрные «хищницы» несли службу в
составе российского флота в 90-х. Они отличались
способностью действовать на мелководье. К их преимуществам
относились малое водоизмещение при автономности, достигающей
10 суток, титановый корпус, устойчивый к коррозии, высокая
степень автоматизации, невероятная скрытность, вооружение в
виде торпед и мин. Предназначались субмарины для
транспортировки, высадки и обратного приема
разведывательно-диверсионных групп из шести боевых пловцов.
Самый молодой представитель «Пираний» — корабль нового
поколения П-750Б «Сервал»: петербургскими конструкторами
разработан его концептуальный проект. Пройти пару тысяч
километров под водой, пробраться в прибрежную акваторию,
провести разведку вблизи расположения противника и остаться
совершенно незамеченным — такое под силу именно этому
морскому «хищнику».
Родственниками «Сервалу» приходятся «Пираньи», однако носит
он «кошачье» название. И совсем не случайно. Присваивать
подобные наименования субмаринам — славная традиция
предприятия, которая началась со знаменитых многоцелевых
атомоходов «Барс».
Малая подводная лодка прибрежного назначения от своих
собратьев отличается рядом особенностей. Она способна
погружаться на глубину до 300 метров, находиться в
автономном плавании до 30 суток и преодолевать расстояние
более четырех тысяч морских миль. Ее длина составляет около
65 метров, а ширина — около семи.
В проекте П-750Б применяется воздухонезависимая
энергоустановка. Основная часть комплекса представляет собой
газотурбинный двигатель замкнутого цикла, который работает
как в подводном, так и в надводном положениях на дизельном
топливе. Окислителем для него служит криогенный кислород. С
помощью ВНЭУ непрерывная дальность плавания под водой
увеличивается до 1200 миль.
У спроектированного корабля есть значительное преимущество —
сменно-модульное формирование функциональной нагрузки. Для
эффективного выполнения различных задач на «Сервале» может
изменяться состав вооружения. Он оснащен ракетами, торпедами
и минами калибра 533 миллиметра. Способен атаковать,
обороняться, уничтожать береговые объекты, одиночные
корабли, суда и подводные лодки, ставить минные заграждения.
Одно из ключевых назначений «хищника» — скрытная
транспортировка, высадка и обратный прием
разведывательно-диверсионных групп. В его носовой части
предусмотрена шлюзовая камера, через которую водолазам
удобно выходить и возвращаться обратно. Далее боевых пловцов
перемещает сверхмалая подводная лодка «Тритон-2». Место для
ее хранения находится в обводе корпуса «Сервала», что
позволяет средству доставки оставаться незаметным.
Благодаря высокой автоматизации субмарина проста в
управлении. Численность экипажа составляет от 18 до 20
человек, а для несения постоянной вахты достаточно сил
четырех или пяти подводников.
Проект П-750Б находится на начальном этапе, когда
разработаны тактико-технические характеристики и определен
внешний вид. Тем не менее он уникален. В мире среди
существующих субмарин нет ничего похожего. Бесшумный и
маневренный корабль способен выполнять сложные задачи в
разных точках земного шара.