Центральный военно-морской музей имени императора
Петра Великого (ЦВММ) проводит в этом году особую выставку «ЭПРОН.
Завоевание глубин», посвященную 100-летию Экспедиции
подводных работ особого назначения, которое будет отмечаться
в конце 2023 года.
Выставка подготовлена научными сотрудниками музея
Евгенией
Овсянниковой и
Евгением Мульгиным под общим руководством
директора ЦВММ Руслана Нехая. Она расскажет о деятельности
экспедиции и людях, работавших в ней.
Специально для выставки в мастерской военных
художников-маринистов ЦВММ А.А. Алешиным было создано
живописное полотно «Подъем ЭПРОНом башни линкора «Свободная
Россия». Творческая мастерская «Невский баталист» под
руководством Дмитрия Поштаренко изготовила многофигурную
композицию «Одевание водолаза на палубе бота», ставшую
центром выставки.
В экспозиции выставки представлены также модели кораблей, в
частности, модель спасательного судна «Коммуна» — старейшего
судна в составе отечественного ВМФ, водолазное снаряжение,
фотографии и подлинные документы.
Открывая новую выставку, директор ЦВММ Руслан Нехай обратил
внимание участников церемонии на особую роль, которую всегда
на флоте играли спасатели.
«ЭПРОН еще летом 1942 года переименован в
Аварийно-спасательную и судоподъемную службу ВМФ, сути это
не меняет. Благородный и самоотверженный, часто с риском для
жизни труд спасателей всегда пользовался почетом», —
сказал Руслан Нехай.
Особой благодарности, наряду с научными сотрудниками ЦВММ,
был в ходе церемонии отмечен и коллектив творческой
мастерской «Невский баталист», который под руководством
Дмитрия Поштаренко изготовил многофигурную композицию
«Одевание водолаза на палубе бота».
Гостем церемонии открытия выставки стал также почетный
меценат Санкт-Петербурга Грачьи Погосян, по инициативе фонда
которого в октябре 2022 года на территории филиала ЦВММ
«Дорога жизни» была открыта памятная стела, посвященная
подвигу 22 октября 1942 года героических защитников острова
Сухо, являвшегося в годы блокады Ленинграда одной из
ключевых точек «Дороги жизни».
Памятник героям острова Сухо не первый пример плодотворного
сотрудничества ЦВММ с Благотворительным фондом Г.М.
Погосяна. В дар музею фондом переданы бюсты маршала
Советского Союза Л.А. Говорова и Адмирала Флота Советского
Союза И.С. Исакова, которые заняли место в музейной
экспозиции.
Выполняя почетное поручение, директор музея Руслан Нехай
вручил Грачьи Погосяну медаль «За вклад в укрепление обороны
Российской Федерации», которой он был награжден приказом
Министра обороны РФ.
Завершилась церемония «Маршем водолазов» из фильма «Путь
корабля» в исполнении Макса Алешина
и Стаса Павлюка. Традиционным ударом в корабельный колокол
куратор выставки капитан 1-го ранга Евгений Мульгин со своей
коллегой по выставочному проекту Евгенией Овсянниковой
пригласил участников церемонии
к осмотру новой экспозиции.
Экспедиция подводных работ специального назначения была
создана приказом Председателя ОГПУ при СНК СССР № 528, от 17
декабря 1923 года. Первоначально перед ЭПРОНом была
поставлена задача по поиску английского корабля «Принц»,
затонувшего 2 (14) ноября 1854 г. во время Крымской войны
под Балаклавой, однако очень скоро круг задач экспедиции
расширился. В значительной степени ЭПРОНом также стал
осуществляться подъем кораблей и судов, затонувших в период
Первой мировой и Гражданской войн.
С начала 1930-х годов экспедиция стала единственной в стране
организацией, которая выполняла не только судоподъемные, но
аварийно-спасательные и подводно-технические работы,
обеспечивала прокладку подводных трубопроводов и другие виды
подводных работ. Экспедиция стала организацией всесоюзного
масштаба: судоподъемные работы производились в бассейнах
Черного, Азовского, Каспийского, Белого и Балтийского морей,
а также на реках и озерах.
К началу Великой Отечественной войны экспедиция насчитывала
до 3200 человек и имела 28 спасательных судов и буксиров, а
также понтонный парк из 200 стальных судоподъемных понтонов.
В первый день войны совместным приказом народных комиссаров
ВМФ и морского флота ЭПРОН был включен в состав
Военно-морского флота и просуществовал в этом качестве до 2
июня 1942 года, после чего экспедиция была переименована в
Аварийно-спасательную и судоподъемную службу ВМФ.
Экспедиция подводных работ особого назначения оставила яркий
след в истории отечественного судоподъема. Почти за двадцать
лет своего существования ее специалистами были подняты 450
кораблей и транспортных судов общим водоизмещением 210 000
тонн, многие из которых были восстановлены. Весной 1942 года
эпроновцы проложили по дну Ладожского озера бензопровод для
снабжения топливом блокадного Ленинграда.