Задача импортозамещения в судостроении, особенно
гражданском, сегодня является весьма актуальной. Тем более
что, как заявил на ПМЭФ-2023 Президент России Владимир
Путин, Россия намерена существенно обновить торговый флот в
2023-2027 годах, для чего на российских судоверфях
запланировано строительство не менее 260 судов. До недавнего
времени больше половины эксплуатируемых в стране судов было
построено за рубежом. Таким образом, для обеспечения
национального суверенитета в судостроении верфям необходимо
вдвое нарастить производство. Собственно, эту задачу и
ставит утвержденная Правительством Российской Федерации
«Стратегия развития судостроительной промышленности на
период до 2035 года».
«В ближайшие пять лет мы существенно обновим торговый флот,
— сказал Владимир Путин. — Минпромторг уже внес изменения в
масштабную строительную программу. Для ее реализации
привлечем средства Фонда национального благосостояния.
Отмечу, что только в рамках данной программы в 2023-2027
годах на российских судоверфях запланировано строительство
не менее 260 судов», —
сказал глава государства, выступая на
Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в
пятницу.
РФ также продолжит строительство ледокольного флота,
подчеркнул Путин.
«Такие суда необходимы для Северного
морского пути, который активно развивается. В прошлом году
по нему прошли 34 млн тонн грузов», —
добавил он. Президент
ожидает, что в 2024 году объем таких перевозок кратно
увеличится, что потребует опережающего развития
железнодорожной и иной инфраструктуры Мурманского
транспортного узла, других арктических портов,
заключил он.
Согласно целевым показателям «Стратегии развития
судостроительной промышленности на период до 2035 года», к
2035 году необходимо увеличить объемы производства в 2,2
раза по сравнению с 2019 годом. Для этого нужно нарастить не
только тоннаж сданных верфями кораблей и судов, но и многие
смежные направления производства. В частности, весьма
востребованном является судовое вентиляционное оборудование
— потребность в нем исчисляется тысячами изделий в год.
Осознавая значимость задачи импортозамещения в судостроении,
Ижевский электромеханический завод «Купол» — головной
производитель легендарных зенитных ракетных комплексов
семейства «Тор» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз –
Антей») — открыл на своих производственных мощностях новое
направление — проект «Судовые устройства». В качестве
основной продукции на ближайшую перспективу выбраны
автоматические головки воздушных труб, головки грибовидные
вентиляционные запорные, крышки вентиляционные
газонепроницаемые прямоугольные. Выбор был продиктован в том
числе и уже имеющимися компетенциями предприятия — на
протяжении многих лет ИЭМЗ «Купол» производит вентиляционное
оборудование для атомных электростанций.
Вентиляционное оборудование востребовано судостроительными
компаниями при строительстве судов, а судоремонтными
организациями при ремонте и восстановлении. Судовые
воздушные вентиляционные головки применяются на кораблях и
судах в воздуховодах и системах вентиляции для обеспечения
герметизации верхних отверстий. Они встраиваются в
вентиляционные трубы в местах возможной протечки воды и
оснащаются предохранительной сеткой. Требования к изделиям
определены ОСТ 5.5329-77. Общая потребность российского
судоходства в данных устройствах оценивается к настоящему
времени в 5600 штук в год и прогнозируется к дальнейшему
росту.
Головки вентиляционные грибовидные применяются в системах
вентиляции и кондиционирования воздуха. Встраиваются в
воздуховоды помещений различного назначения для герметизации
вентиляционного отверстия. Изготавливаются из стали и
алюминиевых сплавов по ОСТ5.5250-75. Вентиляционные
компоненты адаптированы под агрессивные условия применения,
переносят интенсивные механические нагрузки, прямой контакт
с водой и перепады температуры. Потребность отечественного
рынка составляет 2800 штук в год. Крышки вентиляционные
водогазонепроницаемые прямоугольные из стали и легкого
сплава также применяются в системах вентиляции и
кондиционирования воздуха надводных кораблей, судов и
плавсредств. Потребность — 2800 штук в год.
Работа над проектом «Судовые устройства» идет активно и уже
дала первые результаты. Разработана и согласована с
Российским морским регистром судоходства конструкторская
документация на всю запланированную номенклатуру
вентиляционных устройств. Также согласована программа
организации сварочных процессов. Для наиболее ответственного
изделия — автоматической головки воздушных труб —
согласована с РМРС программа испытаний. Был заключен договор на
изготовление и поставку технологического оборудования,
закуплен металл для опытных образцов изделий. Получено
Свидетельство о типовом одобрении на автоматические головки
воздушных труб (другие изделия его не требуют). Производство
обеспечено технологической оснасткой. Изготовлены опытные
партии продукции и проведены их испытания.
В ближайшее время планируется начало серийного производства
изделий. При оценке необходимых объемов производства
учитывается тот факт, что отечественная судостроительная
отрасль имеет преимущественно оборонную направленность. И
оборонное предприятие является предпочтительным подрядчиком,
т.к. руководствуется теми же нормативными документами, что и
военные верфи. Система контроля качества ИЭМЗ «Купол»
соответствует строгим требованиям оборонного стандарта ГОСТ
РВ 0015-002.
ИЭМЗ «Купол» уже подтвердил свою репутацию надежного
поставщика в ходе реализации государственных программ
вооружений и, нет сомнений, сможет внести свой вклад и в
реализацию программы развития судостроения.