Объединенная промышленная редакция
Газета о промышленности
Газета для промышленников
Промышленный еженедельник
Независимая межотраслевая газета о промышленности
Издается с 2002 года
Выходит по понедельникам
 

НАВЕРХ

Разделы
Промышленный еженедельник
№14(692) 16-22 апреля 2018

(свежий номер каждую среду)
Читайте в номере
Диверсификация: вопросы и проблемы
Нужна разумная политика в размещении гражданских производств на территории оборонных предприятий

Презентация в «Патриоте»
Стратегия развития строительно-дорожного машиностроения России

LEGO Education
Развитие навыков в цифровых средах

ММСО-2018
Московский международный салон образования

Правила развития
Профориентация как условие роста индустрии детских товаров

Шедевры и премьеры
Холдинг «Высокоточные комплексы» представил в Индии уже знакомые и абсолютно новые разработки

«Манго» для Индии
Вкусный фрукт и большой проект

Вертолетные перспективы
Россия и Индия согласовали облик Ка-226Т

Великолепная пятерка
Техмаш представил снаряды НПО «Сплав» для реактивной артиллерии

Партнеры и союзники
Андрей Бабко: «Россия является ведущим и приоритетным торгово-экономическим партнером Армении»

РОСКОСМОС и Москва
Сотрудничество в развитии науки, инноваций, социальной поддержке молодых специалистов

РОСМОЛД 2018
Более 200 компаний из 18 стран представят формы, пресс-формы, штампы, оборудование и технологии для производства изделий на международной выставке РОСМОЛД с 15 по 17 мая в Москве

Кубок Льва Бурчалкина
Международный детско-юношеский турнир по футболу

DEFEXPO INDIA 2018
На прошлой неделе в индийском городе Ченнаи проходила Международная выставка сухопутных и военно-морских вооружений DEFEXPO INDIA 2018

Развитие авиации
На Воронежском акционерном самолётостроительном обществе состоялось заседание межведомственной рабочей группы по вопросам развития военно-транспортной авиации
Проекты "ПЕ"
Подписка на электронную версию газеты
Дает преимущество во времени: на сайте газеты свежий номер выкладывается утром в среду, а подписчики электронную версию получают уже в понедельник до 10.00 утра (по Московскому времени).
Специальные проекты "ПЕ"
Социальные проекты "ПЕ"
Интервью
Андрей Бабко
«Россия является ведущим и приоритетным торгово-экономическим партнером Армении»
Олег Мельниченко
«Укреплять институты местного самоуправления, развивать гражданское общество»
Евгений Ильичев
«В качестве приоритета на 2018 год я бы поставил задачу создания еще более комфортных условий для производителей...»
Жерар Коттманн
«WNE стала местом встречи для представителей атомной промышленности со всего мира»
Ферхат Йенибертиз
«Турция запускает новый глобальный выставочный проект»
Леонид Можейко
«Я сторонник более классического подхода, когда государство определяет общие правила игры...»
Сергей Катырин
«ТПП РФ нацелена на дальнейшее содействие консолидации медиа-сообщества...»
Николай Шелепин
«Только симбиоз науки и промышленности даст толчок развитию технологий»
Григорий Хренов
«Форум «Микроэлектроника» – крайне важная площадка, которая обеспечивает синергию развития всей электронной индустрии России»
Сергей Хвощ
«Перспективы и возможности развития электронной компонентной базы в России»
Сергей Тимошенков
«Форум «Микроэлектроника» дает возможность расти вместе со всем научным миром и идти в ногу со временем!»

Криминальные врезки

Воровство нефти из трубопроводов приняло масштаб национальной угрозы

Рост числа случаев хищения нефти и нефтепродуктов с помощью врезок в трубопроводы в последние годы ставит под угрозу надежность внутрироссийских и экспортных поставок топлива, является источником обогащения криминалитета и способствует разложению государственного аппарата.

Д.Р. Парфенов, Центр Энергетической Экспертизы

2000-2005 годы

Если в 90-е годы сообщения об обнаруженных врезках в магистральные нефтепроводы (МН) были единичными, то в 2000-е их число стало быстро увеличиваться [1].
В начале 2000-х центром воровства российской нефти стала Чечня [2]. В 2003 году здесь, только по официальным данным, было похищено 160 тыс. т нефти, по неофициальным – несколько миллионов тонн. В этом же году на территории республики было ликвидировано более 1 тыс. нелегальным мини-заводов, перерабатывающих ворованную нефть, а также 1200 нелегальных врезок.
Значительный масштаб приняли хищения нефти в Самарской области. Так, в сентябре 2003 года в Самаре была ликвидирована преступная группа, воровавшая нефть на протяжении полутора лет. Только за год эта группа похитила около 1 млн. т. По данным правоохранительных органов, на территории Самарской области в 2003 году незаконно эксплуатировалось около 450 врезок в нефтепроводы. За 2004 год в области было выявлено 576 преступлений, связанных с незаконной «нефтедобычей» [2]. Если в 2002 году сумма ущерба от воровства нефти составляла в области 3,9 млн. рублей, то в 2003 году – более 8 млн рублей. Ликвидация каждой криминальной врезки обходилась в среднем в 50-60 тыс. рублей [3].
По словам сотрудника охраны нефтепровода, в начале 2000-х на карте нефтепровода по Самарской области, где красными точками обозначались врезки в трубу, не было пустого места. Потом «Транснефть» установила системы контроля, наладила взаимодействие с МВД и заключила договор местным отделением вневедомственной охраны, после этого масштабы воровства сократились [4].
В эти годы большое число хищений нефти и нефтепродуктов совершалось в Иркутской области. В Иркутской области в 2004 году воровство нефти характеризовалось как «обычное дело» [5]. За первое полугодие 2005 года на территории области была пресечена деятельность 12 групп, занимавшихся крупными хищениями нефти из федерального нефтепровода. У подозреваемых изъяли 500 т сырой нефти.
В поселке Мегет Иркутской области на территории бывшего строительно-монтажного участка была обнаружена целая подпольная нефтебаза [6]. Обеспечивалась она за счет незаконной врезки в магистральный трубопровод. Похищенную нефть перерабатывали на подпольных мини-заводах, под видом мазута отправляли на российский Дальний Восток и даже на экспорт в Китай. Выяснилось, что к массовым хищениям стратегического сырья причастны бывшие работники правоохранительных органов, в частности ГИБДД, которые способствовали беспрепятственному провозу больших объемов нефти через контрольные посты.
Воровство нефти и нефтепродуктов в эти годы имело место и в ряде других регионов. Так, в мае 2003 года в результате совместной операции УФСБ и УБОП УВД по Орловской области, а также сотрудников ОАО АК «Транснефтепродукт», с поличным задержана группа граждан, воровавших нефтепродукты из трубопровода «Транснефтепродукта». Задержанным было предъявлено обвинение в хищении нефтепродуктов организованной группой на сумму более 6 млн. рублей (это примерно 900 тонн) [2].
В Пензенской области в 2004 году выявили преступную группу, которая за 2 года похитила с помощью врезки в нефтепровод «Дружба» до 30 тыс. т сырой нефти. Охрана нефтепровода «Дружба» обнаруживала в первой половине 2004 года незаконные врезки практически ежедневно [2]. На территории Кузнецкого и Городищеского районов области действовало несколько криминальных групп, занимающихся хищениями нефти и бензина из трубопроводов. На территории соседней территории Ульяновской области практически открыто действовало три полулегальных мини-завода, на которых перерабатывалась похищенная нефть.
В августе 2004 года в Волгоградской области выявлено хищение с помощью врезки 150 тонн нефти. В этом же месяце под Туапсе задержали три нефтевоза, на которых за одну ночь попытались увезти 70 т изъятой из трубопровода нефти. Похищенное сырье переправляли в Адыгею и Апшеронск, где на подпольных нефтеперегонных мини-заводах из него делали низкокачественный бензин [2].
Суммарные потери от преступлений в сфере ТЭК ежегодно оценивались не менее 10 млн. тонн готовой продукции. «Буквально на глазах из разряда редких криминальных проявлений это общественно опасное деяние трансформировались в масштабную угрозу безопасности ТЭК», – сообщал НП "Центр научно-правовых инициатив Н.А. Лопашенко" [3].

2006-2009 годы

C 2005 по 2009 годы на 70,5% сократить количество краж нефти из магистральных нефтепроводов (с 932 до 275), а на магистральных нефтепродуктопроводах (МНПП) число криминальных врезок снизить более чем в два раза (с 558 до 262), сообщал РБК daily [4].
О сокращении масштабов хищений заявил в мае 2009 года и министр МВД РФ Рашид Нургалиев, по словам которого в 2008 году зарегистрировано 387 нарушений целостности трубопровода (в 2007 году – 540), а за три месяца текущего года – 48 криминальных врезок, что на 21,3% меньше, чем в первом квартале 2008 года» [7].
Однако по данным других источников, масштабы хищений если и сократились, то незначительно. В 2007 году в отчете «Ростехнадзора» отмечался «значительный рост случаев несанкционированного подключения в нефте- и нефтепродуктопроводы с целью хищения транспортируемого продукта» [1].
Журнал «Русский репортер» оценил потери от деятельности злоумышленников в 2009 году примерно в 10 млн тонн готовой продукции [8].
Согласно оценкам Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, общий объем потерь при транспортировке нефти в России в 2007 году составлял от 3 до 7% (при общем объеме порядка 500 млн тонн). Двукратный разброс в оценках вызван тем, что не все компании раскрывают статистику происшествий. По информации службы охраны ОАО "Лукойл-Пермь", у компании ежегодно воруется около 100 тыс. тонн нефти – это 1% от всего объема добычи, сообщал в мае 2008 года А.В. Казаков, советник генерального директора ОАО "Завод им. Г.И. Петровского" [9].
Из регионов в эти годы по-прежнему приходило немало сообщений о врезках в трубопроводы. На некоторых участках трубопроводов несанкционированные врезки были изготовлены через каждые 5–10 км. Так, на территории Иркутской области в течение 2007 и 2008 годов было обнаружено 159 несанкционированных врезок [10].
Реальное количество врезок могло быть гораздо больше. Врезки стали выполняться с отводами длиной до нескольких километров и с помощью пластмассовых шлангов, которые не фиксируются контрольной аппаратурой. Запуск Инфразвуковой системы мониторинга трубопроводов разработки НПФ «ТОРИ» на нескольких участках трубопроводов в 2008 году показал, что число несанкционированных подключений на этих участках в десять раз больше ранее обнаруженных [1].
Сообщения о врезках в эти годы приходили из Самарской и Ленинградской областей и из Дагестана [11], [12].
В Дагестане воровство нефти приняло тотальный характер. Республика стала одним из крупнейших экспортеров нефтепродуктов на юге России, хотя региональная нефтедобыча в три раза меньше объема потребляемого в республике топлива. В 2008 году воровство нефти дошло до таких масштабов, что вообще возник вопрос об экономической целесообразности существования нефтепровода Баку – Новороссийск [8].

2010-2011 годы

Рост цен на топливо в эти годы привел к повышению прибыльности воровства топлива. В 2010 году на магистральных нефтепроводах было 452 незаконных посягательства, из них 282 несанкционированных врезки, В прогнозе МЧС чрезвычайной обстановки в России в 2010 году говорилось об увеличении случаев загрязнения водных объектов и почвы нефтепродуктами, в частности, вследствие непрекращающихся случаев хищения нефти путем несанкционированных врезок в нефтепроводы [1].
Президент РФ Дмитрий Медведев на совещании в г. Омске по вопросам развития энергетики 12 февраля 2010 года выразил намерение разобраться с нелегальными нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ). На совещании было отмечено, что 116 заводов официально не сертифицированы и не зарегистрированы, но отгружают продукцию. Нефть на такие заводы попадает в результате несанкционированных врезок в магистральные нефтепроводы или в результате хищения на "узлах учета "Транснефти". Доля на внутреннем рынке "серых" нефтепродуктов, полученных на нелегальных мини-НПЗ, составляет порядка 10-15 процентов [1].
Резко выросло в эти годы число сообщений в СМИ о врезках в нефтепроводы, особенно с середины 2011 года, что говорит о невозможности для трубопроводных организаций далее скрывать масштабы проблемы. Наибольшее число сообщений приходится на Иркутскую, Ленинградскую, Саратовскую области. Информация о хищениях нефти и топлива приходила из Пермской, Томской, Ярославской областей и республики Татарстан.
Особый размах приняли хищения нефти в Дагестане. В начале 2009 года там была реорганизована служба безопасности «Транснефти», так как действовавшая система охраны не справлялась с врезками. Охранявшие нефтепровод три местных отряда, формально входили в службу безопасности «Транснефти», но на деле же контроль за их действиями со стороны государства был фактически утерян, «трубу приватизировали. Бойцы охраняли не трубопровод, а незаконные врезки», сообщал «Русский репортер» [8].
После реорганизации за год количество незаконных врезок в магистральный нефтепровод уменьшилось в три раза. Но в 2011 году ситуация снова резко обострилась. За девять месяцев текущего года в нефтепроводе «Баку-Тихорецк» было зафиксировано недопоступление нефти в количестве более 50 тысяч тонн. Общие же потери в трубопроводе Баку-Новороссийск после проверок специальными датчиками были определены в размере до 500 тысяч тонн ежегодно – это около 10% от мощности этого трубопровода (!). Общая сумма ущерба при этом оценивается в 350-400 миллионов долларов [13].
Максимальный прирост врезок пришелся на летние месяцы. В июне 2011 года «Транснефть» на территории Дагестана лишилась 4,5 тыс. т топлива, в июле 13,6 тыс., в августе – 10,2 тыс. [14].
В Дагестане воровство нефти превратилось в высотехнологичный бизнес. Протяженность некоторых отводов, выполненных методом наклонного бурения, составляет больше 12 км, а врезки выполняются с использованием пластиковых труб, которые не могу обнаружить приборы. При этом похитители научились заменять взятую нефть водой из водопровода. В результате давление в нефтепроводе не падает, и следящая за протечками автоматика воровства не замечает. Всего таким образом за лето в систему попало 5 тыс. т воды [15].
Создать сложную схему «добычи», транспортировки, переработки и сбыта можно только хорошо организованными бандами, но меры по их разоблачению в республике не эффективны, хотя видимость борьбы присуствует. Например, для отчетности за воровство нефти был осужден инвалид без пальцев на руках, который физически не мог бы что-то приварить или прикрутить [15].

Срастание криминального бизнеса по воровству нефти с органами власти и правоохранительными органами

Система воровства, перевозок и сбыта миллионов тонн похищенной нефти и нефтепродуктов не может функционировать без пособничества со стороны органов власти. Это пособничество многообразно, например, в регионах существует практика не доводить до реальных сроков дела против пойманных похитителей.
В 2003 году в Орловской области за кражу нефтепродуктов из продуктопровода на сумму более 6 млн рублей виновные получили по 6 и 5 лет лишения свободы условно [2].
В течение 2007 и 2008 годов на территории Иркутской области было обнаружено 159 несанкционированных врезок. Во всех случаях были возбуждены уголовные дела. С поличным задержано более 40 человек. Однако лишь одно из двадцати дел попало в суд. Остальные, как правило, приостанавливались, поскольку в ходе следствия так и не удавалось установить виновных. А из выявленных расхитителей за всю историю регионального судопроизводства арестован только один [10].
Показательна история с обнаруженным нелегальным заводов в Саянске. Следствием мини-НПЗ был передан на ответственное хранение его же владельцу под видом установки по утилизации нефти. Посчитав мини-завод "установкой по утилизации углеводородного сырья", следователь фактически признал законными более двух километров отвода и криминальную врезку в магистральный нефтепровод.
В ведении дочки «Транснефти» ВСМН, отвечающей за нефтепроводы в Иркутской области, находится также магистральный нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО). Можно ожидать, что хищения из ВСТО примут еще больший размах, чем из нефтепроводов на территории сравнительной обжитой Иркутской области. Если, конечно, ничего не изменится.
В ноябре 2011 года Волжский народный суд Самарской области вынес приговор пятерым членам банды, воровавшим нефть в Волжской районе через врезку. Они получили по 1 году и 8 месяцев условно [16].
В состав преступных сообществ, занимающихся хищениями нефти, обычно входят сотрудники силовых структур. Так, в Томской области начальник Каргасокского РОВД курировал преступную группу, занимавшуюся похищением газового конденсата, вырабатываемого Лугинецкой газокомпрессорной станцией [17].
Следы «крыш» нефтяных воров тянутся на самый верх, о конечной точке можно только догадываться. В Саратовской области в декабре 2009 года был ликвидирован подпольный завод по переработке нефтепродуктов, к которому была проложена рельсовая ветка, чтобы подгонять по ней железнодорожные цистерны [18]. Чтобы проложить железнодорожную ветку к подпольному заводу, он должен иметь «крышу» если не на уровне вице-премьера РФ, то минимум на уровне вице-губернатора или самого губернатора.
В 2004 году «Транснефть» выходила в МВД с предложением вернуть уголовную ответственность за повреждение нефтепроводов, однако оно осталось без ответа [2]. То есть убытки компании в сумме до 100 тыс. рублей на устранение врезки кто-то (вряд ли случайно!) не посчитал достаточным основанием для возбуждения уголовного дела, хотя за магазинную кражу в несколько тысяч рублей дают реальные сроки.
Глава «Газпромнефти» Александр Дюков в начале 2010 года пожаловался на ситуацию с переработкой краденой нефти на мини-НРЗ президенту Дмитрию Медведеву. К июлю 2011 года Ростехнадзор провел две волны проверок таких предприятий. По состоянию на июль 2011 год проведены контрольно-надзорные мероприятия в отношении 291 предприятия, расположенного на территории 53 субъектов РФ. 68% предприятий осуществляли на момент проверки деятельность в режиме остановки. 90% не имеют необходимых средств контроля, 82% — материальных и финансовых ресурсов для ликвидации аварий и их последствий. Тем не менее, за время проверок Ростехнадзор оштрафовал мини-НПЗ на 7 млн руб., что меньше недельной выручки иного такого заводика [4].
В Дагестане сегодня уже трудно провести границу между нефтяными ворами, силовиками и чиновниками. Силовые структуры и власти часто отказываются возбуждать уголовные дела по фактам нефтяных преступлений. Например, в марте 2010 года милиционеры по прямому указанию районных властей вообще не подпустили специалистов «Транснефти» к трубе: просто заблокировали единственную дорогу, ведущую к обнаруженной врезке [8].
Охранные структуры «Транснефти» собрали и передали местным правоохранителям списки членов ОПГ, занимающихся воровством нефти. Были указаны места врезок, фамилии и должности «черных нефтяников». Реакции не последовало.
Огромный нелегальный НПЗ на окраине села Терекли-Мектеб, видимый за несколько километров, не могли закрыть несколько месяцев. Местные власти на претензии «Транснефти» не реагировали. Прикрыть незаконный отбор нефти удалось только после прямых обращений в адрес первых лиц государства. После этого врезку ликвидировали, но сам завод по-прежнему стоит. Оборудование охраняют сотрудники местной милиции, которые утверждают, что хозяин «большой человек из Москвы» [8].
В Дагестане сегодня действует более сорока нефтеперерабатывающих заводов различной мощности. Такого количества НПЗ нет даже в Тюменской области. Часть заводов работает официально и даже платит налоги. По документам они перерабатывают нефть из соседней Калмыкии, но фактически она основательно разбавлена той, что высосана из трубопровода.
«Ситуация напоминает период становления советской республики в двадцатые годы, когда вроде территория и находится в составе страны, а «советской власти» на местах нет», – смеются местные журналисты [19].
За 2011 год в Дагестане было реально осуждено всего два человека, один из которых бомж, а второй – уже отбывающий наказание. Видимо, нефть воровал он прямо из зоны.
Воровство нефти в Дагестане – основа для финансирования бандформирований, коррумпированной части милиции и отдельных кланов. Привлекательность незаконных врезок растет по мере роста цен на «черное золото» и роста потребностей местной «элиты».
Несмотря на многомиллиардные хищения законодателям не удается добиться, чтобы в Уголовный кодекс был включен отдельный состав преступления, под который можно было бы подвести хищение нефти. Нефтепровод рассматривается в УК как «иное хранилище» [3]. Кражи нефти расследуются по ст. 158 УК «Кража», ч. 3 пункт Б, предусматривающей наказание «штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового» [4]. Обычно все ограничивается максимум штрафом.

Последствия хищений нефти и нефтепродуктов с помощью незаконных врезок

Наиболее очевидные последствия врезок в нефте- и продуктопроводы – опасность для здоровья и жизни населения и ущерб окружающей среде.
В России, к счастью, пока не случилась трагедия, подобная мексиканской. Там в декабре 2010 года более 28 человек погибли и 57 получили тяжелые ранения в результате взрыва на нефтепроводе государственной компании "Пемекс" в штате Пуэбла в центральной части Мексики. За считанные минуты улицы небольшого городка Сан Мартин Тексмелюкан затопила горящая нефть, которая сожгла около 100 жилых домов в радиусе свыше пяти километров. Причиной трагедии стала несанкционированная врезка в нефтепровод криминальных структур, которые наладили вывоз неучтенного топлива на бензовозах. Они нарушили технологию, в результате чего запорные задвижки не справились с высоким давлением трубы - произошел взрыв [20].
Одной из крупных аварий нефтепровода в России вследствие незаконной врезки стала авария 28 июня 2005 года на нефтепроводе в Ульяновской области. Председатель комиссии ульяновской гордумы по экологии Александр Каплин рассказывал тогда, что 15-метровый фонтан нефти под давлением 15 атмосфер бил в течение суток, а нефть проникла в почву на глубину до 30 см. Объем вытекшей нефти мог составить 1000 т [6].
Вероятно вследстие врезки в продуктопровод (дизельное топливо) возник пожар 28 июня 2005 года в 3 км от пос. Песчаные Ковали Лаишевского района Татарстана [6].
Экологические последствия разливов нефти глобальны. Нефть, пролитая из поврежденных трубопроводов, танкеров и добывающих установок, губит все живое к чему «прикасается». Гибнет вся растительность. Пораженные районы становятся непригодными для обитания животных и птиц. Нефть коварна не только тем, что может растягиваться черной пленкой по поверхности воды, но и тем, что некоторые ее частицы способны смешиваться с водой и оседать на дно, убивая чувствительную морскую экосистему. Так, в 1989 году произошла утечка огромного количества нефти на Аляске, были потрачены миллионы долларов на ликвидацию последствий, но анализы, проведенные в 2007 году, показали, что 26 тысяч галлонов нефти все еще находится в песке вдоль береговой линии. Естественно, на этих территориях все еще не восстановились популяции погибших диких животных.
Остаточная нефть (остатки нефти после ликвидации) исчезает со скоростью 4% в год от общей массы нефти [21].
Чтобы скрыть падение давления в трубе, «врезчики» в Дагестане закачивают туда воду, что наносит «Транснефти» и нефтяным компаниям репутационный ущерб, поскольку покупателям поставляется некондиционная нефть. Когда эту технологию освоят нефтяные воры из других регионов, стоимость экспортной нефти из России непредсказуемо снизится на мировых рынках. Западные партнёры уже начинают говорить, что Россия не выполняет межправительственных соглашений по поставке бакинской нефти [22].
Врезки – это дырки в нефтепроводе, которые приводят к сокращению срока безаварийной службы трубы. Влияние большого числа врезок на долговечность нефтепроводов не изучено. Можно лишь предполагать, когда нефтепроводы начнут массово выходить из строя вследствие изменений в структуре металла в местах многочисленных врезок и последующей сварки.
Чтобы оценить политико-социальные и экономические последствия воровства нефти, необходимо сделать предположения о количестве уворованной нефти. В разных материалах, на которые приводятся ссылки в статье, разброс варьируется от 1 до 15%.
Казалось бы громадный разброс в цифрах объясняется просто. Системы обнаружения утечек, основанные на падении давления, улавливают утечки с интенсивностью около 1% от производительности трубопровода и более, развивающиеся за относительно короткое время (несколько секунд). Эксперты приводят такие оценки. Для магистрального нефтепровода с производительностью 10000 куб. м/час этот предел чувствительности составляет 100 куб. м/час или 2400 тыс. литров в сутки (40 железнодорожных цистерн). Как видно, при такой чувствительности ни о какой регистрации утечек через несанкционированные врезки не может быть речи. Такие системы не регистрируют даже крупные аварии. Магистральные нефтепроводы не защищены от подключения к ним через несанкционированные врезки нелегальных мини-НПЗ, постоянно потребляющих для переработки нефть с интенсивностью для каждой из врезок не более 40 ж/д цистерн в сутки [1].
Нерегистрируемый отбор 40 ж/д цистерн в сутки возможен с каждого участка нефтепровода, а их несколько. То есть на 10 участках возможен нерегистрируемый отбор примерно 10% перекачиваемой нефти. Скорее всего, это завышенная оценка. При таких масштабах воровства нефтяники приняли бы экстренные меры. А вот отбор в 5% – вполне допустимая величина. При воровстве 5% и прокачке по трубопроводам порядка 500 млн тонн нефти и нефтепродуктов прибыль криминалитета можно оценить порядка 300 млрд рублей. В статье «Безопасность эксплуатации трубопроводов в 2010 г.» ([1]) cуммарные убытки от воровства оцениваются от 87 до 130 млрд долл.
С другой стороны оценить масштабы хищений можно по стоимости новейших систем охраны. Стоимость оборудования для защиты от врезок в нефтепровод ориентировочно оценивается от 100 тыс. руб. на 1 (один) километр, эту цифру надо удвоить за счет работ по установке и наладке [23]. Разработчики аппаратуры очевидно считают, что такую сумму владельцы трубопроводов могут выложить за гарантированное предотвращение врезок. При протяженности нефте- продуктопроводов системы «Транснефти» в 70 тыс. км [24] общая стоимость систем охраны могла бы составить 1,4 млрд рублей. Потери от воровства нефти должны хотя бы раз в 20 превосходить эту величину, то есть их можно оценить в размере более 30 млрд рублей.
Суммарная заработная плата чиновников федерального и регионального уровня оценивается порядка 400-500 млрд рублей [25]. То есть доходы от криминального воровства нефти могут быть сопоставимы с заработной платой всех чиновников России. Это означает, что возможности для подкупа необходимой части чиновников у криминалитета безграничны.
Определяющим фактором, от которого прямо зависит динамика преступных посягательств на объекты ТЭК, является наличие криминального рынка нефти и нефтепродуктов. Деятельность предприятий и организаций, занятых в сфере хранения, транспортировки и переработки углеводородного сырья вышла из-под контроля государства [4]. Новым объектом для криминального хищения нефти становится нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). По мнению экспертов, вокруг всего маршрута первой очереди ВСТО уже создана инфраструктура для осуществления незаконных врезок [8]. Места там глухие, чиновники и милиционеры коррумпированные, а рядом Китай. Трудно даже вообразить, какой масштаб примет воровство нефти с помощью врезок, когда заработает вторая очередь ВСТО, пролегающая прямо вдоль китайской границы.
В материалах, посвященных проблемам криминальных врезок, подпольных НПЗ и «серого» рынка топлива, специалисты регулярно повторяют, что для решения проблемы необходима политическая воля. Пока такую волю власть не демонстрирует, а обещания навести порядок и победить коррупцию остаются обещаниями.
Резкий рост хищений нефти и нефтепродуктов в 2011 году (см. таблицы) однозначно подтверждает, что невозможно дальше тянуть с решением вопроса борьбы с криминальными врезками и прощать чиновников, покрывающих воровство топлива и процветающий на нем криминальный бизнес. Ситуация вышла за пределы отрасли, и стала напрямую угрожать национальной безопасности государства.

Источники
1. «Безопасность эксплуатации трубопроводов в 2010 г.» // ООО НПФ «ТОРИ» г. Новосибирск, 02 июля 2010 г., http://www.torinsk.ru/

2. «Нефтяное обозрение № 31», 2-8 августе 2004 г. // http://info.forest.ru/

3. Адоевская О.А., Безверхов А.Г. «О хищении нефти из магистральных нефтепроводов» // Саратовский центр по изучению проблем организованной преступности и коррупции, НП "Центр научно-правовых инициатив Н.А. Лопашенко", 2005, http://sartraccc.ru/

4. Корытина Е. «Десять способов украсть нефть в России» // РБК daily, 18.07.2011, http://www.rbcdaily.ru/

5. «Нефтяное обозрение № 47», 22 – 28 ноября 2004 г. // http://info.forest.ru/

6. «Нефтяное обозрение № 26 (91)» 27 июня – 3 июля 2005 г. // http://info.forest.ru/

7. «Нефтекомпании РФ ежедневно теряют сотни тысяч из-за воровства топлива» // Топливо. Бензин, дизельное топливо. Характеристики продукции, http://www.anubis.in.ua/

8. Антипин Владимир, «Присосавшиеся» // «Русский репортер», 07.07.2010, http://rusrep.ru/

9. Казаков А.В., советник генерального директора ОАО "Завод им. Г.И. Петровского" «Защита трубопроводов от несанкционированных врезок» // SECUTECK.RU, Журнал "Системы безопасности" № 5, 2008, http://www.secuteck.ru/

10. Гаврилова Н. «Чужая нефть» // «Восточно-Сибирская правда», 16.05.2009, http://www.zabaykal.net/

11. «В Самарской области обнаружена врезка в нефтепровод» // ИА REGNUM, 25.12.2007, http://news.mail.ru/

12. «Под Тосно нашли врезку в нефтепровод» // Фонтанка.ру, 10.07.2009, http://www.au92.ru/

13. «Российское телевидение рассказало о нелегальном нефтяном бизнесе» // «Город на Волге» PRESS-VOLGA.RU, 22.11.2011, http://press-volga.ru/

14. Серегина Д. «Что под рисовыми чеками» // «Дагестанская правда», 14.07.2011

15. «Транснефть» пожаловалась президенту Дагестана на незаконные врезки», «Известия» // 23.08.2011, http://www.izvestia.ru/

16. «За кражу нефти члены банды получили условные сроки» // ВОЛГА НЬЮС, 14.11.2011, http://vninform.ru/

17. «За кражу у «Томскнефти» начальник Каргасокского РОВД отправлен в СИЗО» // , «Пресс обозрение», 06.2011, http://www.pressoboz.ru/

18. «Ликвидирован подпольный завод по переработке нефтепродуктов» // ИА "Взгляд-инфо". Саратов, 09.12.2011, http://www.vzsar.ru/

19. Павлов О. «Вынужденная остановка» // ИА REGIONS.RU, 11.11.2011, http://www.regions.ru/

20. Саможнев А., «Горящая нефть затопила город» // «Российская газета», 21.12.2010, http://www.rg.ru/

21. «Последствия разлива нефти» // Bid Realty, http://bidrealty.ru/

22. Петяев А., «Криминальный бизнес на чужой нефти» // «Агентство национальных новостей», 16.11.2011, http://www.annews.ru/

23. «Защита нефтепровода от врезок» // http://www.skichel.ru/

24. Сайт ОАО «АК «Транснефть» // http://www.transneft.ru/

25. Новикова А., «Полномочия изменят, чиновников сократят» // Интернет-портал Правительства Российской Федерации/Для СМИ, 08.07.2011
Поиск по сайту
Национальная премия
«Золотая идея»
«Российско-Турецкий деловой журнал»
«RADIOFRONT» SPECIAL PROJECT»
Самое важное
«Шаман», «Сеспель» и «Кировец» на ДЕМОСТРОЙ
Форум ДЕМОСТРОЙ представит посетителям новейшие достижения российских производителей строительно-дорожной техники
Производители светопрозрачных конструкций обсудили будущее отрасли на Форуме STiS в Батуми
На Форуме STiS 2018 собрались более 250 представителей отрасли светопрозрачных конструкций
27 апреля 2018 г. состоится совместная конференция НП «ОПЖТ», Военно-промышленной комиссии РФ и ООР «СоюзМаш России»
Приглашаем представителей СМИ принять участие в работе конференции
Руководство ОАО «ЧМЗ»:
Форум ДЕМОСТРОЙ – перспективная площадка, которая получит поддержку производителей
«Золотые аккаунты» для столичных производителей
Московский экспортный центр запускает совместный проект с Alibaba.com
Фонд Развития Трубной Промышленности
ФРТП проведет конференцию в рамках 15-й Международной выставки «Нефть и газ» /MIOGE 2018
РОСМОЛД 2018
Штампы, формы, пресс-формы и аддитивные технологии от 200 производителей на выставке РОСМОЛД 2018
Форум "Применение 3D-печати в различных отраслях промышленности"
Посещение Форума бесплатно при условии предварительной регистрации
IV Международная конференция по промышленному дизайну пластмассовых изделий «ИДЕИ. ДИЗАЙН. ИЗДЕЛИЯ»
Участие в конференции бесплатно при условии предварительной онлайн регистрации
Приглашение на ДЕМОСТРОЙ
Специальный форум строительно-дорожной и специализированной техники и оборудования
Деревообрабатывающие предприятия Костромы рационализируют использование сырья
На комбинате «СВЕЗА Мантурово» введена в строй новая линия лущения
Умный город - чистый город! «Меркатор Холдинг» на ДЕМОСТРОЙ
Комфорт и безопасность дорог - вот главные постулаты компании «Меркатор Холдинг»
Arwe 2018
Процесс развития рынка ветроэнергетики в России запущен
«Завод «Дорожных машин»
Равняйсь! «Завод «Дорожных машин» покажет катки в КВЦ «Патриот»
Уральский Союз Железнодорожников
Проводит Круглый стол «Производство, модернизация, эксплуатация и ремонт подвижного состава (вагонов)»
АО «Концерн ВКС «Алмаз – Антей»
Ведущий завод АО «Концерн ВКС «Алмаз – Антей» стал партнером премии «ПРИОРИТЕТ-2018»
«ГОРПРОМЭКСПО-2018»
Первая международная выставка «ГОРПРОМЭКСПО-2018» стартовала в Москве
Техника на высоте! Знаменитый «Галичанин» на Форуме ДЕМОСТРОЙ
Крупнейший производитель автокранов "Галичский Автокрановый завод" представит посетителям дебютного Форума ДЕМОСТРОЙ свои самые популярные модели!
Почта России объявляет о старте подписной кампании на второе полугодие 2018 года
С 1 апреля до конца июня во всех почтовых отделениях страны, а также в режиме онлайн проводится подписная кампания на периодические печатные издания на второе полугодие 2018 года
Отбор проектов модернизации тепловой генерации
Системный оператор и Ассоциация «НП Совет рынка» подвели итоги имитационного отбора проектов модернизации тепловой генерации
Форум ДЕМОСТРОЙ
Бесплатные автобусы повезут на Форум ДЕМОСТРОЙ
«НЕФТЬ. ГАЗ. ЭНЕРГО - 2018»
Завершила свою работу межрегиональная специализированная выставка «Нефть. Газ. Энерго – 2018», которая проходила в Оренбурге, в конгресс-центре «Армада» 28 – 30 марта
AI в бизнесе: три российских инструмента для увеличения прибыли
Искусственный интеллект постепенно перестаёт восприниматься как научная фантастика, становясь вполне повседневным явлением
РЭЦ оказал финансовую поддержку экспортерам промышленной и бытовой химии
Российским экспортным центром (РЭЦ) была оказана финансовая поддержка экспорта российской промышленной и бытовой химии на сумму 800 млн долларов
Объявлены первые номинанты Национальной премии «ПРИОРИТЕТ-2018»
В рамках стартового этапа Национальной премии в области импортозамещения «ПРИОРИТЕТ-2018» Организационный комитет и Экспертный совет премии извещают о результатах рассмотрения заявок
Форум «Ресурсы роста. Химия для жизни: государство и бизнес»
Минпромторг России расскажет о мерах господдержки и импортозамещении в химической промышленности
Мнения экспертов
Ирина Елисеева
Старший преподаватель УЦ «ФИНАМ»
Михаил Петрушин
Генеральный директор ООО «Зиракс»
Валерий Джермакян
КТН, советник, ООО «Юридическая фирма Городисский и Партнеры»
Ярослав Кабаков
Ректор УЦ «ФИНАМ»
Андрей Сапунов
Старший инвестиционный консультант ИК «ФИНАМ»
Ждан Шакиров
Старший преподаватель УЦ «ФИНАМ»
Издания:
"Оборонно-промышленный комплекс РФ" "Russian Aviation & Military Guide" "Российская муниципальная практика" "Русский инженер" "Объединенное машиностроение"
Оборонно-промышленный комплекс РФ
Russian Aviation & Military Guide
Российская муниципальная практика
Русский инженер
Объединенное машиностроение
"Industrial Weekly" "Высокоточные комплексы" "High-Precision Weapons" "Ударник" "Energy Russia"
Industrial Weekly
Высокоточные комплексы
High-Precision Weapons
Ударник
Energy Russia
"Show-daily АРМИЯ-2016" "Show-daily АРМИЯ-2017" "Russian Energy & Technology Guide" "Уралмаш Нефтегазовое Оборудование Холдинг" "Актуальная энергетика"
Show-daily АРМИЯ-2016
Show-daily АРМИЯ-2017
Russian Energy & Technology Guide
Уралмаш Нефтегазовое Оборудование Холдинг
Актуальная энергетика
"Industrial Daily
ИННОПРОМ-2017"
"Industrial Daily
ЭКСПО-2017 Астана"
"Industrial Daily
ИНТЕРПОЛИТЕХ-2017"
"Общероссийский
журнал РАДИОФРОНТ"
"Радиоэлектронные Технологии"
Industrial Daily ИННОПРОМ-2017
Industrial Daily ЭКСПО-2017 Астана
Industrial Daily Интерполитех-2017
Общероссийский научно-популярный журнал «РАДИОФРОНТ»
Радиоэлектронные Технологии
Металл Фото Арт Фестиваль промышленной фотографии Московский клуб промышленных журналистов Премия имени Никиты Кириченко
Московский клуб промышленных журналистов
Московский клуб промышленной журналистики.
Учредитель и издатель:
ООО «Редакция газеты «Промышленный еженедельник». Издание зарегистрировано в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.
Подписка:
Распространяется по подписке, в розницу, по прямой рассылке и на профессиональных мероприятиях. Подписаться на «Промышленный еженедельник» можно в любом отделении связи РФ и СНГ.
Индекс для подписчиков:
Подписной индекс в электронном каталоге Почты России - П7282.
Корпоративная подписка:
Организуется для корпоративных подписчиков путем заключения прямых договоров с редакцией.
Адрес для корреспонденции:
123104, Москва, а/я 29,
«Промышленная редакция»
Телефоны редакции:
+7 (495) 505-76-92
+7 (495) 778-14-47
Интернет: www.promweekly.ru
E-mail: doc@promweekly.ru
Промышленный еженедельник  
Copyright © 2002-2018 Промышленный еженедельник - независимая межотраслевая
газета о промышленности