Игорь Леонидович, секция «Навигационно-связные СБИС и
модули» существует в программе научной конференции
«Микроэлектроника – ЭКБ и электронные модули» с момента
основания форума «Микроэлектроника». Все это время Вы
являетесь ее модератором. Расскажите, пожалуйста, как секция
проходила в предыдущие годы, чему были посвящены доклады.
Секция «Навигационно-связные СБИС и модули» уже четвертый
год посвящена микроэлектронным компонентам и устройствам на
основе микроэлектронных чипов. В этот раз традиционно будет
сделан упор на навигацию. Именно в этой сфере российские
разработчики добились наибольших результатов. В частности,
успешным является направление «ГЛОНАСС», в котором мы
соответствуем мировому уровню.
В прошлые годы участники представляли доклады по таким
направлениям, как наземная аппаратура для «ГЛОНАСС» и GPS,
система Galileo, микроэлектронные модули глобальных
навигационных спутниковых систем (ГНСС), аппаратура
высокоточной навигации. Последняя с точностью до нескольких
сантиметров может, например, обеспечить навигацию на поле,
где работает сельскохозяйственная техника. Это позволяет
аграриям экономить сельхозматериалы, семена, улучшать
качество обработки. Часть докладов была посвящена поддержке
российских производителей в этих областях.
Расскажите, пожалуйста, подробнее об отечественных
достижениях и текущей ситуации в направлении
навигационно-связных СБИС и модулей.
Раньше в России навигационного рынка как такового не
существовало. Мы сами его создали, и поначалу он на 100%
формировался за счет собственных компонентов. Потом на него
пришли зарубежные производители и вытеснили отечественных.
За последние 6-7 лет наша доля сильно снизилась и сейчас
составляет 0,3%. Теперь нам приходится бороться даже не
напрямую с иностранными компаниями, а с автопроизводителями,
которые предпочитают пользоваться их продукцией.
Если рассматривать модули ГНСС, то отечественные разработки
выдерживают конкуренцию с импортными по техническим
параметрам, но немного проигрывают им по цене. Причина
очевидна: за рубежом такой продукции производится в десятки
раз больше, чем в России. Чтобы нам приблизиться к таким
партиям, нужна государственная поддержка в области сбыта.
Увеличение продаж позволит уменьшить стоимость изделий.
Этот вопрос среди прочих поднимался на трех предыдущих
форумах. На настоящий момент выпущено несколько
постановлений Правительства РФ, в которых даны определения
отечественного продукта и отечественной компании, описаны
меры по их поддержке в рамках государственных и
муниципальных закупок.
При этом все же основной рынок навигационных модулей
формируется не за счет объемов, производимых в рамках гос.
закупок. Большая часть изделий выпускается для проектов «ЭРА-ГЛОНАСС»
и «Платон». По нашим оценкам, для них в России требуется
порядка двух млн навигационных модулей в год. На долю
зарубежных изделий приходится 75% продаж на этом рынке.
Оставшиеся 25% занимают три российские компании, которые,
однако, не используют в производстве ни одного
отечественного компонента.
В области высокоточной навигации ситуация другая: зарубежные
разработчики продают свою продукцию дороже, пользуясь
монопольным положением на рынке. Это открывает для
российских производителей возможность выиграть конкуренцию
за счет отличающейся в разы цены.
В связном направлении достижения отечественных разработчиков
менее масштабны, чем в навигационном. Но шаги, безусловно,
предпринимаются. Например, мы в НИИМА «Прогресс» работаем
над собственным модемом на лицензионных зарубежных чипах. В
этом мы следуем международной практике. Сегодня сотни
разработчиков создают свои модемы на чипах, производимых
всего несколькими компаниями в мире.
Какие у вас обязанности как модератора секции?
Обязанности, в первую очередь, связаны с формированием
программы секции. Мы приглашаем участников, подбираем
докладчиков, которые выступят по теме, интересной многим.
Предполагаю, что в этом году мы снова включим в программу не
менее двух десятков докладов. Даже при максимальном
заполнении секции мы дадим возможность выступить всем
желающим за те два дня, в которые будет проходить научная
конференция.
Очень важно, что по итогам мероприятия будет опубликован
сборник докладов. В связи с тем, что секции проходят
параллельно, велика вероятность, что присутствуя на одной,
пропустишь выступления другой. Но если не успел послушать
какого-то определенного участника, то его доклад можно
прочитать потом в сборнике.
Поступили ли уже первые заявки? Каким вопросам посвящены
тезисы? Исходя из них, можно ли ожидать новых актуальных или
даже прорывных докладов в этом году?
Большая часть заявок посвящена навигации. Но в этом году
добавятся и доклады по связной тематике, в том числе по
результатам опытно-конструкторских работ, которые ведутся
сейчас в НИИМА «Прогресс».
Мы ожидаем тезисы от разработчиков навигационно-связной
бортовой аппаратуры для космоса. Над привлечением участников
по этому направлению работает второй модератор секции –
Владимир Стешенко, заместитель генерального конструктора по
электронно-компонентной базе АО «Российские космические
системы».
Впервые на конференции появится доклад по теме беспилотных
автомобилей. Новую интересную разработку совместно
представят ПАО «КАМАЗ» и компания «Фарватер». Беспилотный
транспорт сегодня является перспективным направлением во
всем мире. Мы планируем развивать его в дальнейшем в рамках
форума и привлекать на постоянной основе все больше
докладчиков из этой сферы.
Кроме того, в программе секции ожидаются доклады по теме
локальных систем навигации, являющихся альтернативой ГЛОНАСС
и GPS в условиях полной потери сигналов ГНСС. В частности,
НИИМА «Прогресс» представит первые результаты своих работ в
этой области. Институт находится в числе первых в России,
кто делает собственную помехоустойчивую систему локальной
навигации. В применении таких технологий заинтересовано ФГУП
«Росморпорт». Аппаратура для локальной навигации способна
обеспечить бесперебойный навигационный сигнал судам,
следующим с важным и опасным грузом, например, газоналивным
танкерам. Так, очень высокие требования к навигации
предъявляются, когда принадлежащий России ледокольный
танкер-газовоз класса Yamalmax «Кристоф де Маржери»
швартуется в морском порту Сабетта (океанском экспортном
терминале проекта «Ямал СПГ»), наполняется на местном
комбинате сжиженным природным газом и отправляется с этим
грузом в Европу или Америку. Для такого судна пропадание
навигационного сигнала при выходе из Обской губы и на всем
пути следования крайне опасно.
Новую аппаратуру НИИМА «Прогресс» планирует опробовать
сначала в Архангельске, где есть выход через Северную Двину
в море. В этом районе – множество островов и речных
протоков. Если испытания в этих условиях пройдут успешно, мы
продолжим работы в рамках проекта на Ямале.
Чем, на Ваш взгляд, полезны такие мероприятия как научная
конференция и форум «Микроэлектроника 2018»?
Польза заключается в том, что мы раз за разом поднимаем
насущные вопросы отрасли. Например, тему поддержки
отечественных разработчиков мы затрагивали в позапрошлом и
прошлом годах, будем обсуждать на этом и последующих
форумах. Мы продолжим говорить о том, что отечественная
навигационная аппаратура существует. И она не только не
уступает зарубежной по ряду характеристик, но и обладает
конкурентными преимуществами.
В рамках научной конференции мы затрагиваем и новые
актуальные темы, такие как беспилотный транспорт. Когда мы
говорим об этом, то делаем заявку, что уже участвуем в
проектах этого направления. С помощью конференции мы можем
сказать, что в России действительно есть такие разработки. В
частности, ими занимается и НИИМА «Прогресс».
Помимо прочего, мероприятие позволяет членам нашего
сообщества знакомиться друг с другом. Мы даем возможность
встретиться производителям и потребителям. Их дальнейшее
партнерство является основой развития отрасли.