Почему вырос спрос на специалистов по ОТ?
Со времен СССР накопилось очень много законов,
постановлений, приказов и инструкций – федеральных,
ведомственных, межведомственных, отраслевых и пр., многие из
которых возникали, как реакция на производственное ЧП или
несчастный случай и зачастую противоречили друг другу. После
решения правительства о повсеместном переходе на
риск-ориентированный подход, в России была проведена
«регуляторная гильотина», которая продолжается и сейчас как
реформа контрольно-надзорной деятельности: уже отменены
более 700 различных нормативно-правовых актов (НПА),
регулирующих ОТ. На смену им пришел достаточно краткий и
понятный перечень правил по ОТ (ПОТ) (принято 40 ПОТ),
направленных именно на предупреждение несчастных случаев на
производстве.
По принципу профилактики травматизма и профессиональных
заболеваний давно живет весь цивилизованный мир. Однако
сроки введения новой нормативки застали промышленность и
бизнес врасплох. Возможно, сработали сразу два фактора:
во-первых, традиционное «пока гром не грянет - мужик не
перекрестится» и, во-вторых, изменившаяся геополитическая
ситуация, которая отвлекла внимание от произошедших
революционных изменений в сфере ОТ.
Так, например, с 1 марта 2023 года вступили в силу
обязательные требования по обучению работников ОТ
(Постановление № 2464 ), которые, благодаря всеобщей цифровизации, замыкаются на Единую общероссийскую
справочно-информационную систему по охране труда (ЕИСОТ
https://edu.rosmintrud.ru/ ). В ЕИСОТ работодатели должны
через личный кабинет вносить уведомления о решении
самостоятельно обучать своих работников, а также заполнять
реестры с результатами обучения.
К назначенной дате ЕИСОТ оказалась не совсем готова. Ее
работа крайне нестабильна из-за постоянных ошибок,
технических сбоев и не всегда корректных тестов.
Из-за этого специалисты по ОТ не могут своевременно сдавать
обязательное для допуска к работе тестирование
Уже сейчас сотни тысяч работников должны пройти онлайн
тестирование на этом сайте, но сталкиваются со сложностями.
У юзеров то не открывается тест, то сайт виснет на вопросах,
то выдает ошибку сервера. При этом из-за любого сбоя в ходе
теста система может отключить пользователя с
неудовлетворительным результатом.
Без сохранённой записи в реестре обучение могут признать
незавершенным, работников отстранить от работы, а
работодателя привлечь к административной ответственности. На
днях даже появились петиции в Правительство от
представителей бизнеса с просьбой приостановить до
устранения технических проблем действие введенных в марте
требований.
Кардинально изменились и правила подбора и обоснования
средств индивидуальной защиты (СИЗ). На смену типовым
отраслевым нормам (ТОН) и межотраслевым правилам приходят
Единые типовые нормы выдачи СИЗ (ЕТН), которые начинают
действовать уже с 1 сентября. То есть, как я упоминал
вначале, вместо списочного приходит риск-ориентированный
подход создания и обеспечения безопасных условий труда: в
зависимости от выявленных рисков в каждой профессии и на
каждом конкретном рабочем месте подбирается определенный
набор СИЗ.
Но и здесь не все пока хорошо. Сам приказ о ЕТН (приказ
№767н) – это более 2500 страниц текста. Когда начали изучать
их пристально то, обнаружили ошибки, несостыковки, опечатки
и противоречия.
В связи с этим Ассоциация «СИЗ», как отраслевая организация,
системно занимающаяся внедрением культуры безопасности в
России, разработала ряд рекомендаций для работодателей.
Итак, что делать работодателю:
1. Привести своё штатное расписание в соответствии с
Общероссийским Классификатором Профессий Должностей и
Тарифных Разрядов (ОКПДТР). При этом ТК РФ рекомендует
подчинить службу ОТ непосредственно руководителю
предприятия.
2. Сделать реальные, а не формальные/фейковые спецоценку
условий труда (СОУТ) и оценку профессиональных рисков (ОПР)
на каждом рабочем месте. (ст. 214 Х раздела ТК РФ)
3. Обязательно зафиксировать вредные и опасные
производственные факторы (ВиОПФ) для каждого конкретного
рабочего места
4. Устранить и/или купировать выявленные ВиОПФ
организационными и административными мероприятиями, а если
это невозможно и/или экономически не целесообразно, то
приступить к подбору СИЗ.
5. Подобрать минимально необходимые СИЗ с учётом ПОТ и в
соответствии с Приложением №1 из приказа 767н для каждого
рабочего места
6. Продолжить подбор СИЗ по Приложениям №№ 2 и 3 из приказа
767н для каждого рабочего места в соответствии с выявленными
ВиОПФ с учётом характера работ и имеющихся загрязнений.
7. Проанализировать полученные в пп 5 и 6 списки СИЗ на
предмет совместимости СИЗ и необходимости устранения
дублирования за счёт подбора СИЗ с комплексными защитными
свойствами. Этот этап будет служить обоснованием при
формировании конечного номенклатурного списка конкретных
обезличенных СИЗ, используемых на данном предприятии.
8. Важно помнить, что сам номенклатурный список СИЗ – это
часть внутренних норм. Внутренние нормы (или стандарт) – это
система взаимосвязанных документов-локальных нормативных
актов (методики; инструкции; регламенты; стандарты и т. д),
которые описывают весь жизненный цикл СИЗ (подбор
обезличенных СИЗ -выбор поставщиков-приёмка-контроль и
подтверждение качества и защитных свойств СИЗ- обучение
применению и использованию-
хранение-выдача-обслуживание-утилизация) и разграничивают
функциональные зоны ответственности между
службами/подразделениями конкретного предприятия
9. Согласовать актуализированные и/или разработанные
внутренние нормы СИЗ с профсоюзной организацией и/или
представителями работников
10. Утвердить приказом руководителя предприятия внутренние
нормы и ознакомить с ними все заинтересованные стороны
Владимир Котов, Президент Ассоциации разработчиков,
изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты
(Ассоциации «СИЗ»).