Достижение технологического суверенитета является
одной из ключевых задач отечественной промышленности и
судостроительной отрасли, в частности. Для этого необходимы
как организационные преобразования, так и модернизация
имеющихся мощностей. Как опорный банк российского
оборонно-промышленного комплекса помогает судостроительным
предприятиям решать стоящие перед ними задачи, газете «Show-daily
МВМС-2023» рассказывает первый заместитель председателя ПСБ
Олег Минаев.
— ПСБ является крупнейшим финансовым партнером для
предприятий отрасли. Как изменились объемы финансирования
судостроения России за последние три года?
— Мы продолжаем развивать сотрудничество с предприятиями
судостроительной отрасли и на протяжении нескольких лет
стабильно увеличиваем объемы кредитования предприятий в
рамках различных нормативно-правовых актов Правительства РФ
и собственных программ банка. За три года кредитный портфель
ПСБ по отрасли вырос более чем в восемь раз. Схожими темпами
увеличивается число контрактов ГОЗ и объем средств по ним на
банковском сопровождении ПСБ. Доля банка на рынке
кредитования судостроителей сейчас превышает 50%, по
отдельным холдингам этот показатель еще выше.
Все наши клиенты выполняют задачи, напрямую влияющие на
обороноспособность и технологический суверенитет страны, и
строят одни из лучших, а зачастую совершенно уникальные
корабли. Кредитные продукты ПСБ позволяют гибко настраивать
условия финансирования, в том числе обеспечить льготные
ставки. Благодаря этому предприятия могут эффективно
использовать наши продукты для решения поставленных перед
ними задач. Но реализация таких проектов с участием банка
невозможна без целевой бюджетной поддержки со стороны
государства. Ярким примером такой поддержки являются
программы обновления рыбопромыслового и краболовного флота,
реализуемые по концепции «Квота под киль», когда победитель
аукциона по квоте на добычу определенного биоресурса
обязуется заказать на российских верфях соответствующее
количество судов.
— Какие перспективы у российского судостроения вы видите
сейчас? И как повлияли санкции на развитие отрасли?
— Судостроительная отрасль обладает колоссальным
научно-техническим и производственным потенциалом. На
мощностях отечественных предприятий строятся новейшие
военные корабли и подводные лодки, ледокольные,
научно-исследовательские, грузовые и пассажирские суда
различных типов и многое другое. Мы видим растущий интерес
со стороны государственных
и частных заказчиков к новым кораблям и судам отечественного
производства. По некоторым направлениям судостроения Россия
является одним из признанных мировых лидеров. В первую
очередь речь, конечно, идет о строительстве уникальных
атомных ледоколов, два из которых, «Урал» и «Якутия»,
строятся Балтийским заводом при активной финансовой
поддержке ПСБ.
Санкционные ограничения ускорили процессы развития наших
верфей, обучения специалистов, разработки и внедрения
импортонезависимых узлов и агрегатов, в некоторых случаях
потребовали от предприятий срочной перепроектировки
отдельных элементов судов с учетом импортозамещения или
изменений в логистических цепочках. Все это показывает
важность развития не только собственных верфей, но и всей
цепочки кооперации.
— Какую роль в модернизации отрасли играет ПСБ как опорный
банк гособоронзаказа и ОПК?
— Модернизация и оптимизация имеющихся производственных
мощностей судостроительных и судоремонтных предприятий на
сегодняшний момент является, наверное, одной из самых
главных задач, так как без этого невозможно выполнение
амбициозных планов, сформулированных в Стратегии развития
судостроительной промышленности до 2035 года. Учитывая
высокую капиталоемкость этих мероприятий, предприятия
сталкиваются с нехваткой собственных средств на их
реализацию, в результате чего они вынуждены обращаться за
заемными средствами.
ПСБ обладает широкой линейкой банковских продуктов, в том
числе предоставляет финансирование на цели технического
перевооружения производства, строительства или реконструкции
производственных площадок. При этом мы не только
предоставляем классические кредитные и транзакционные
продукты, но и структурируем сделки с учетом специфики
производственных процессов каждого предприятия. В случае,
если клиенту требуется адаптация банковского продукта под
конкретный проект, мы стремимся оперативно найти
соответствующее решение.
— Промышленные предприятия сейчас активно развивают
отношения с дружественными странами,
в том числе с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Как вы
считаете, насколько это актуально для судостроения? На каких
рынках, по вашему мнению, есть хорошие перспективы для
отрасли? Готов ли банк поддерживать отрасль в выходе на
новые рынки?
— Судостроительные предприятия понимают иностранные рынки,
готовы адаптировать продукцию под потребности заказчиков,
что вместе с технико-эксплуатационными характеристиками
изделий способствует формированию их экспортного потенциала.
Благодаря многолетнему опыту успешной реализации
международных проектов в ПСБ сформирован центр экспертизы в
области структурирования и выпуска сделок по международному
финансированию. Банк может предложить предприятиям, в том
числе из судостроительной отрасли, и их покупателям полный
набор инструментов и решений для комплексной поддержки
экспортных и импортных операций с дружественными странами:
кредитование экспортера и импортера, кредитование
иностранного покупателя и иностранного банка, аккредитивы и
гарантии, международный факторинг, синдицированное
кредитование, в том числе с использованием государственных
программ поддержки экспорта и импорта.
— Это несмотря на включение банка в санкционные списки?
— Да, все процессы ПСБ были адаптированы к работе в новых
условиях. Банк обладает развитой инфраструктурой по
сопровождению операций ВЭД с дружественными странами, в
случае необходимости прорабатывает новые маршруты платежей,
исходя из задач, которые ставят клиенты.
Мы также используем государственные программы поддержки
экспорта и импорта, которые позволяют банку кредитовать
предприятия, ведущие ВЭД, на льготных условиях. В качестве
таких программ отмечу постановление Правительства РФ о
господдержке организаций, реализующих корпоративные
программы повышения конкурентоспособности, и программу Банка
России рефинансирования кредитов с обеспечением в виде
страхового покрытия АО «ЭКСАР».
— Какие еще механизмы государственной поддержки востребованы
сейчас предприятиями отечественного судостроения?
— Механизмы государственной поддержки в целом имеют важное
значение для успешной реализации проектов в судостроительной
отрасли, в том числе с привлечением заемного финансирования.
ПСБ принимает участие в финансировании предприятий в рамках
таких инструментов, разрабатывает соответствующие банковские
продукты. Это позволяет формировать предложение, которое
максимально полно соответствует интересам предприятий.
Банк активно участвовал в финансировании судостроительных
проектов в рамках госпрограммы «Квоты под киль» и программы
льготного лизинга гражданских судов водного транспорта.
Сейчас рассматриваем ряд проектов компаний судостроительной
отрасли по выпуску продукции гражданского назначения c
финансированием по льготной ставке и использованием
государственных мер поддержки.
Кроме этого, в рамках госпрограмм опережающего
финансирования ПСБ обеспечивает снижение финансовой нагрузки
на клиентов. Важно, что использование такого финансирования
позволяет сокращать сроки поставки изделий заказчикам.
— В рамках инициативных разработок российских инженеров
сейчас появляются различные интересные
с кораблестроительной мысли проекты. Во многом они уникальны
и могут быть использованы в самых различных сферах народного
хозяйства, туризма и, конечно, в интересах обороны страны.
Интересны ли банкам проекты по созданию совершенно новых
надводных и подводных кораблей — кораблей будущего?
— Судостроительная отрасль имеет свои уникальные
особенности: высокую степень наукоемкости и технологическую
сложность выпускаемой продукции. Благодаря этим факторам
судостроение является одним из «двигателей» отечественной
экономики, поскольку требует создания значительных цепочек
коопераций при производстве конечной продукции, обеспечивая
заказами предприятия смежных отраслей, а также стимулирует
инвестиции в НИОКР. Сегодня российские судостроители могут
обеспечить производство практически всей номенклатуры судов
и морской техники как гражданского, так и военного
назначения. Как я уже отмечал, отечественные предприятия
зачастую создают корабли, не имеющие аналогов в других
странах. При этом отрасль сталкивается и с определенными
сложностями, в том числе с потребностью модернизировать
производственные мощности. Безусловно, ПСБ как опорный банк
ОПК стремится оказывать судостроителям поддержку в таких
проектах.
— В российском судостроении заняты тысячи высококлассных
профессионалов — инженеров, проектировщиков, разработчиков.
Создание конкурентных условий труда и развитие программ
долгосрочной мотивации играет определяющую роль в
привлечении и удержании профессионалов в отрасли сегодня и в
будущем. Как вы считаете, какие механизмы удержания и
мотивации сотрудников наиболее эффективны?
— Вопросы развития кадрового потенциала ОПК обсуждаются
сейчас на самом высоком уровне. Для россиян, которые ищут
работу, государство предоставляет бесплатное образование,
дополнительное профессиональное обучение для последующего
трудоустройства в компаниях оборонно-промышленного
комплекса. Предприятия, со своей стороны, прорабатывают
различные стимулирующие меры, например, по внедрению новых
технологий и разработок, по организации отдыха.
Для ПСБ также важное значение имеет поддержка отрасли в
создании привлекательных условий труда для удержания
высококвалифицированных кадров. Вместе с предприятиями ОПК
мы разрабатываем инструменты повышения мотивации
сотрудников. Одним из таких механизмов стала программа банка
по финансированию проектов строительства жилья для
сотрудников предприятий отрасли. Использование непрофильных
активов предприятий ОПК в строительстве жилья и механизмов
бюджетного финансирования строительства инфраструктуры,
снижение девелоперской надбавки — все это позволяет
обеспечить более низкую себестоимость возводимого жилья и,
соответственно, предложить для сотрудников предприятий ОПК
более привлекательную цену в сравнении с базовыми условиями.
— Какие проекты для судостроительных компаний планируете
реализовать по этой программе?
— Мы активно прорабатываем с предприятиями ОПК проекты по
строительству жилья по всей территории страны, в том числе с
нашими клиентами в судостроительной отрасли. В настоящее
время в Северодвинске ведется строительство жилого дома на
234 квартиры для сотрудников Центра судоремонта «Звездочка»,
начинаются земельные работы в проекте для СПО «Арктика», где
планируется обеспечить жильем около 130 сотрудников. Кроме
того, ведем переговоры с крупнейшим судостроительным
предприятием АО «Севмаш», и прорабатываются вопросы
строительства дома на 200 квартир с Выборгским
судостроительным заводом.
— Какие планы работы у ПСБ на Международном
военно-морском салоне – 2023?
— У нас запланирован очень насыщенный график встреч и
переговоров, будем обсуждать с предприятиями отрасли и
государственными структурами действующие и новые проекты.
Рассчитываем на форуме заключить ряд соглашений о
сотрудничестве с нашими стратегическими партнерами. Уверен,
что для всех заинтересованных в развитии отрасли
Военно-морской салон пройдет очень продуктивно.