На семинаре «Безопасность культурного наследия и
объектов культуры: обеспечение безопасности музеев»,
прошедшем 17 марта, были представлены современные технологии
охраны объектов культуры. Эксперты считают, что сегодня
нужно смотреть прежде всего на беспроводные решения, потому
что тянуть провода по помещениям музея не только некрасиво,
но и небезопасно.
«Мы разрабатываем решения по защите музейных ценностей —
как картин, так и витрин», — сообщил Сергей Зимин,
руководитель направления «Музейная безопасность» ГК «АЛПРО»,
и привел в пример разработанную компанией беспроводную
систему Alart-WP. Она предназначена для круглосуточной
охраны экспонатов, находящихся в открытом хранении. В состав
системы включены различные беспроводные датчики,
прикрепляющиеся под экспонаты и выдающие сигнал тревоги при
любом их перемещении. «Минимизация размеров позволяет
спрятать датчики внутри небольших ваз и даже колоды карт»,
— сказал эксперт.
Минимизация — важное современное требование к
охранным системам. Сергей Зимин привел в пример Кунсткамеру,
где более 500 витрин. «Наша модульная система для охраны
витрин представляет набор средств по защите. Обычно к
датчику подключаются различные сенсоры, и все это стоит
внутри экспозиции и видно посетителям. Мы минимизировали
размеры этого датчика, он может стоять в незаметном месте и
не портить экспозицию», — объяснил он.
В основном, как сообщил Сергей Зимин, для
защиты объема витрины применяются инфракрасные датчики.
«Наш извещатель построен на ультразвуковом принципе, он
красиво выглядит, эстетически аккуратен и незаметен. И если
инфракрасный датчик срабатывает исключительно на
человеческое тепло, то ультразвуковой извещатель — на любое:
неважно, чем будет вызвано нарушение, он выдаст сигнал
тревоги на пульт охраны».
Другое тонкое место в охране музеев — применяющаяся
фактически везде сигнальная тревожная кнопка.
«В любой музей можно спокойно принести GSM-глушилку,
которая, включаясь, подавляет любые сигналы сотовой связи и,
соответственно, отключит охранную сигнализацию», —
говорит Дмитрий Тараненко, коммерческий директор ООО «Альтоника
СБ». В качестве альтернативы эта компания предлагает
использовать радиоканал: он будет исключительно музейный, и
отключить его никто не может, поясняет эксперт.
«С другой стороны, воздействие окружающей среды, в том
числе ультрафиолетового излучения, существенно больше
разрушает музейные ценности, чем случайные повреждения или
похищения», — считает Константин Томский, генеральный
директор ООО «НТП «ТКА».
Эта компания разработала централизованную систему для
контроля параметров микроклимата, и, рассказывает Томский, в
2021 году библиотека Российской академии наук заказала эту
систему для контроля микроклимата в архивных помещениях.
Сейчас там стоит около 80 датчиков, данные с которых
собираются вместе и показываются сотруднику, следящему за
«погодой» в библиотеке.
Не только посетителей, но и сотрудников музея необходимо
контролировать, говорят эксперты. Дарья Буланова, менеджер
партнерского направления ООО «Прософт-Биометрикс»,
рассказала о новинках биометрии, обеспечивающих проход в
здание и конкретные кабинеты по отпечатку ладони и даже по
рисунку вен.
«Эта система помогает обеспечить безопасность, разделив
зоны, куда разрешен проход конкретным сотрудникам, и никто
другой туда не войдет. Кроме всего прочего, уровень такой
безопасности помогает минимизировать фонд оплаты труда, так
как известно, когда данный сотрудник приходит и уходит»,
— объясняет Буланова.
Биометрической системой уже оборудован центр «Эрмитаж Урал»
в Екатеринбурге: под контролем около 30 точек прохода, и
система, как утверждает эксперт, показала свою
эффективность.
|