Алла Рамилова,
к.э.н., генеральный директор Швейцарской Ассоциации
«Альпийская арена дружбы», координатор конференции Группы
поддержки Нового шёлкового пути ПА ОБСЕ в Швейцарии
Кризис, с которым столкнулось мировое сообщество и который
весьма болезненно ощущает мировая экономика, не имеет
аналогов в истории. Основные его характеристики: масштаб
распространения вируса и его непредсказуемость;
беспрецедентные меры защиты, принятые большинством стран
мира. Чтобы преодолеть этот кризис и предотвратить подобные
ему в будущем, очевидно, понадобятся не менее нестандартные
политические и экономические решения и, что самое главное,
изменение парадигм поведения и отношений во всех сферах
человеческой деятельности. Этот непростой путь изменений
вряд ли возможен без широкого обмена мнениями и дискуссии
как на управленческом и экспертном уровнях, так и на
массовом. С этой целью мы запускаем
информационно-коммуникационную платформу «Новый мир
Пост-Ковид19», где приглашаем высказываться политиков,
управленцев и экспертов о путях выхода из общего кризиса и
создании более гармоничных межчеловеческих и международных
отношений.
Вирус обнажил проблемы
О необходимости глобальной координации заговорили уже в
самом начале охватившей практически все страны пандемии.
Обращая внимание на то, с какой лёгкостью и скоростью вирус
распространился в глобализированном пространстве, многие
эксперты задавались вопросом: а что, если бы на месте
данного вируса оказался его аналог с критическим процентом
летальности? К каким трагическим последствиям для всего мира
это могло бы привести?!
В качестве основного исторического примера приводится
разразившийся в 1918 году испанский грипп, или «испанка».
Продлилась эпидемия 18 месяцев и сошла на нет по
естественным причинам. По различным оценкам, от «испанки»
погибло от 40 до 50 млн человек, а инфицировано было от 500
до 550 млн человек. И это при том что в начале прошлого века
человечество существовало в куда менее тесном
коммуникационном пространстве.
Сегодня для сдерживания распространения эпидемии большинство
стран были вынуждены ввести беспрецедентные ограничительные
меры, затронувшие экономические и социальные аспекты жизни
обществ. Исследователи из Школы управления Блаватника при
Оксфордском университете в режиме онлайн собирают данные об
ограничительных мерах для расчёта «индекса жёсткости»
государственных мер противодействия коронавирусной инфекции
(COVID19 Government Response Stringency Index). Индекс
рассчитывается на основании различных критериев: закрытие
учебных заведений, офисов, общественного транспорта, отмена
массовых мероприятий, ограничение передвижения по стране и
за рубежом, уровень охвата населения тестированием и др.
Итоговое значение индекса может составлять от 0 до 100, где
100 предполагает максимально полный набор мер.
Так, например, по данным на 20 апреля, для стран с
наибольшим количеством заражённых, таких как Франция и
Испания, расчётный индекс составил 100 пунктов, для Италии –
95,24 п., для России – 85,71 п., для США – 76,19 п. Если
взять динамику введения ограничений, то, например, для Китая
31 января индекс составлял 71,43 п., а 20 апреля – 47.62 п.
Данное исследование позволит создать глобальную базу данных
антивирусных государственных ограничительных мер, что даст
возможность в дальнейшем анализировать их действенность и
разработать механизмы их сопровождения, а также смягчения
экономических и социальных последствий.
Комментируя характер и размеры охватившей европейские страны
эпидемии, комиссар ЕС по внутреннему рынку Тьери Бретон (Thierry
Breton) отметил, что ни одна из стран ЕС не была готова к
такому развитию событий, практически все столкнулись с
проблемой наличия в достаточном количестве защитных масок,
респираторных аппаратов, дезинфицирующих средств, койко-мест
в больницах, подготовленного медицинского персонала.
От себя добавим, что помимо санитарно-эпидемиологических
аспектов сегодняшний кризис выявил отсутствие элементарных
механизмов обмена информацией и координации действий. Хуже
того, общая беда, которая, по идее, должна была стать
объединяющим фактором, спровоцировала информационные войны и
стремление у немалого числа политиков заработать сиюминутные
геополитические очки.
Один из важных вопросов, которым задаются эксперты и
обеспокоенная общественность, – возможно ли сегодня на
основе существующих международных институтов, сложившихся
моделей межстранового взаимодействия создать всеобщую
систему многосторонней координации, направленную на
последующее предотвращение подобных критических
эпидемиологических ситуаций? Другой не менее важный вопрос –
каковы сценарии выхода из мирового экономического кризиса,
вызванного неизбежными экстренными защитными мерами?
Очевидно, что при нынешнем уровне глобальных связей,
скорости передвижения и всеобщей взаимозависимости уже
невозможно ограничиваться узкоспециализированной
санитарно-эпидемиологической координацией. Взаимодействие
должно быть многоуровневое, включать в себя политические,
экономические, правовые и информационные аспекты. Нынешний
кризис показал, что полномочий и инструментов Всемирной
организации здравоохранения (ВОЗ) недостаточно для
осуществления подобной многоуровневой координации. Возможно
ли с учётом изменившейся реальности, надвигающегося
глобального экономического кризиса появление новых правил
взаимодействия и координации между странами?
«Шёлковый путь здоровья»: упущенные возможности? новые
подходы?
Характер и скорость распространения коронавируса по планете,
трудности, с которыми столкнулись международные организации
в получении информации и с доступом к очагам заражения,
продемонстрировали отсутствие институциализированных систем
обмена информацией даже в таких чувствительных сферах, как
санитарно-эпидемиологическая.
В ситуации отсутствия вакцины (по разным прогнозам,
подтверждённый и протестированный препарат может появиться
не раньше, чем через 10-12 месяцев) угроза новых волн
эпидемии становится перманентной. Так, например, Япония и
Сингапур уже объявили о второй волне заражения. Практически
все затронутые коронавирусом страны готовят население к
перспективе долговременного «сожительства» с вирусом и
выработки новых социокультурных и поведенческих норм.
После того, как внутренняя ситуация более или менее
стабилизируется, а национальное здравоохранение, экономика и
социум выработают модели существования в условиях длительной
угрозы пандемии, настанет время для пересмотра с учётом
нового опыта, прежних взаимоотношений между странами. Уже
сегодня международные эксперты задаются вопросами: что
произойдёт с международным разделением труда? Что ожидает
производственно-сбытовые цепочки? Какие изменения претерпит
международная торговля? Как изменится режим международных
финансовых операций? Ожидает ли мир деглобализация?
Однако одной из безусловно приоритетных потребностей на фоне
перманентной потенциальной угрозы вируса будет создание
многосторонней системы координации между странами по
вопросам здравоохранения. Только постоянный обмен
достоверной санитарно-эпидемиологической информацией и
координация принимаемых мер позволят обеспечить относительно
стабильное функционирование международных отношений и
социально-экономических транзакций.
Именно в этом направлении попыталось действовать китайское
руководство, как только страна преодолела кризисный период
эпидемии. Последовали «ковровые» поставки медицинского
оборудования и средств защиты по всему миру: страны Европы,
Северная Америка, страны Африки и Латинской Америки.
Делегации китайских медиков приезжали в места с тяжёлой
эпидемиологической обстановкой для обмена опытом. Китайское
руководство объявило, что комплекс предпринимаемых мер лежит
в основе программы «Шёлкового пути здоровья», которая, в
свою очередь, является важной частью глобальной китайской
«Инициативы пояса и пути», или, как её ещё называют, «Нового
шёлкового пути».
Впервые тема многостороннего сотрудничества в области
здравоохранения в рамках «Инициативы пояса и пути» была
упомянута в 2015 году в трёхлетнем плане «Обмен и
сотрудничество в области здравоохранения, 2015-2017 гг.».
Основной идеей китайского проекта стала модернизация
глобальной системы здравоохранения. Среди стратегических
среднесрочных и долгосрочных целей были и такие важные на
сегодняшний день, как создание коммуникационной платформы в
области здравоохранения, развитие форумов здоровья на
межправительственном уровне, развитие многосторонних
механизмов для предотвращения и борьбы с инфекционными
заболеваниями.
Глобальная коммуникационная платформа здравоохранения –
актуальнейшая на сегодня задача. В условиях быстрого
распространения заражения, непредсказуемости развития
эпидемиологической ситуации критически важным является
доступ и обмен достоверной информацией, связанной с
заражением. Отсутствие единых стандартов, норм поведения,
обмена информацией в условиях угрозы пандемии, как показал
пример недопуска представителей ВОЗ в зону заражения в
китайском Ухане, может иметь трагические последствия для
всех стран.
В чём же причина отказа большинства западных стран
присоединиться пять лет назад к китайской инициативе
«Шёлковый путь здоровья»?
По мнению многих экспертов, для того, чтобы обрести
международную легитимность и привлечь к сотрудничеству
другие страны, особенно западные, инициативе не хватило
чётко сформулированной концепции и опоры на международные
стандарты. Документ слишком изобиловал воззваниями к
необходимости усиления, используя данную стратегию,
глобального веса и влияния Китая.
Возможно ли и на каких условиях реанимирование предложенной
Китаем инициативы глобальной системы сотрудничества в
области здравоохранения?
Если удастся преодолеть «китаецентричность» этой инициативы,
что традиционно вызывает отторжение у западных стран,
выработать чёткие правила с опорой на международные
стандарты, то сама модель многостороннего сотрудничества на
базе исторического «сюжета Шёлкового пути» может стать
определённым символом равновесного участия и диалога между
«обобщённым Западом» и «обобщённым Востоком».
Данная модель может быть также востребована и в период
постпандемии, когда остро встанет вопрос о путях выхода из
экономического кризиса, возобновлении экономического роста,
создании рабочих мест, восстановлении нарушенных
экономических связей. По прогнозам Международного валютного
фонда, в 2020 году мировое ВВП снизится минимум на 3%, что
гораздо хуже результатов финансового кризиса 2008 года
(-0,1%). По словам главного экономиста МВФ Gita Gopinath,
если пандемия продолжится и в 2021 году, падение мировой
экономики превысит 8%. По подсчётам Международной
организации труда, работы могут лишиться 25 млн человек.
Согласно прогнозам, предстоящий кризис будет гораздо суровее
финансового кризиса 2008 года. Хочется отметить, что тогда
именно благодаря скоординированным действиям правительств
стран с развитой и развивающейся экономикой мировому
хозяйству удалось восстановиться в достаточно короткий
период. Вклад Китая в общую корзину страновых стимулирующих
мер оказался весьма внушительным, общий объём финансовых
вливаний составил $563 млрд.
Удастся ли скоординировать предпринимаемые меры в сфере
монетарной и фискальной политики и на этот раз, пока не
ясно.
Новый шёлковый путь и международные нормы. Роль ПА ОБСЕ
По мере того, как в большинстве странах улучшается
эпидемиологическая обстановка, уменьшается количество
заражённых, а правительства ослабляют карантинные меры, на
первый план выходит озабоченность социально-экономическим
кризисом, спровоцированным пандемией и борьбой с ней.
В то время, как правительства ведущих стран сосредоточены на
внутринациональных вопросах обеспечения санитарной
безопасности и решении первоочередных задач жизнеобеспечения
граждан, вопросы глобальной координации и совместного выхода
из кризиса стали активно обсуждаться в виртуальном режиме на
площадках международных организаций (МО).
Так, Организация Объединённых Наций представила «Дорожную
карту по немедленному социально-экономическому ответу на
Ковид-19». В ООН определили три «краеугольных камня ответных
действий». Первый – это работа Фонда Солидарности
(Solidarity Response Fund, создан в марте по инициативе ВОЗ
для финансирования борьбы с коронавирусом). Второй – это
реализация плана ООН по глобальному гуманитарному ответу на
пандемию. И третий – это выполнение плана ООН по
социально-экономическому восстановлению.
О важной роли парламентариев в построении системы
социального доверия в период кризиса Ковид-19 говорилось на
онлайн-заседании Бюро Парламентской Ассамблеи ОБСЕ (ПА
ОБСЕ). На заседании было подчёркнуто, что в непростой период
ограничений на передвижения необходимо приложить все усилия,
чтобы продолжить работу ПА ОБСЕ как важной многосторонней
площадки, обеспечивающей в том числе координацию между
законодательной и исполнительной ветвями власти.
Опыт минувших лет показал, что ПА ОБСЕ – не только
представительный мультилатеральный форум, объединяющий
парламентские делегации из 57 стран по оси от Ванкувера до
Владивостока, но и обладает эффективными инструментами,
позволяющими участвовать в решении конкретных политических и
социально-экономических задач. Речь идёт об организации
мониторинга и наблюдении за выборами, об участии в
разрешении локальных конфликтов, о разрешении миграционного
кризиса, о предотвращении террористических угроз, о борьбе с
коррупцией и киберугрозами.
Следует отметить, что не так давно в недрах ПА ОБСЕ появился
интересный междисциплинарный орган. По инициативе 17
делегаций стран-участниц ПА ОБСЕ в Минске в июле 2017 года
была создана Группа поддержки «Шёлкового пути» (ГШП) при ПА
ОБСЕ. На сегодняшний день в Группу входят 25 делегаций,
представительниц Западной и Восточной Европы, ЮгоЗападной и
Центральной Азии.
Как руководство Группы, так и делегации-участники постоянно
подчёркивают, что созданная Группа отнюдь не является
«промоутером» китайской «Инициативы пояса и пути», а ставит
перед собой задачу создать представительную, легитимную
коммуникационную площадку для обмена информацией и опытом
между делегациями стран, заинтересованных в развитии
многоуровневой кооперации между Западом и Востоком, опираясь
на символическую модель исторического Шёлкового пути. Надо
также отметить, что Китай, не являясь членом ПА ОБСЕ, не
является и участником ГШП.
За время работы Группы по инициативе делегаций
стран-участниц ПА ОБСЕ были организованы конференции в Баку,
Вене, Минске и Андерматте (Швейцария). На каждой из таких
конференций принимающая сторона старалась не только
продемонстрировать собственный инвестиционный потенциал и
экономические преимущества, но и обозначить свой
национальный Новый шёлковый путь, с которым страна могла бы
быть впоследствии интегрирована в глобальную Евразийскую
инициативу.
Примечательно, что во всех прошедших конференциях принимали
участие представители исполнительной власти на уровне
министров иностранных дел, экономики, а также руководители
крупных национальных компаний. Это свидетельствует о том,
что большинство стран, в том числе и Западной Европы, не
являются противниками Нового шёлкового пути и заинтересованы
в создании глобальных каналов взаимодействия между Европой и
Азией, но на условиях равноправия и недискриминации.
Роль своеобразного «гаранта» могла бы взять на себя ГШП ПА
ОБСЕ, сосредоточившись на создании механизмов многосторонней
координации, мониторинга, регулярного обмена информацией,
организации междисциплинарных мероприятий с участием
представителей исполнительной и законодательной власти,
бизнеса и экспертного сообщества.
ПА ОБСЕ как организация, обладающая опытом мониторинговых
процессов, широким многопартийным представительством,
возможностью влиять на международное общественное мнение, а
через парламентские механизмы также на решение
исполнительных властей, как нельзя лучше подходит для этой
роли.
Прогнозируемый тяжёлый и затяжной кризис мировой экономики
будет нуждаться в новых нестандартных межстрановых
инструментах и каналах взаимодействия между различными
регионами мира.
Обновлённый Новый шёлковый путь может стать одной из моделей
многостороннего сотрудничества, предложить новую повестку
экономической и социально-культурной кооперации между т.н.
развитыми и развивающимися странами.
При участии Александры Фурио, Университет Санкт-Галлена