Форум прошел с 29 ноября по 1 декабря 2022 г. За это время
TRANSTEC 2022 посетили более 1500 человек, в том числе 400
делегатов и 70 VIP-участников. Ведущие игроки рынка
направили представительные делегации, среди которых ОАО «РЖД»,
ГК «Дело», ПАО «ДВМП» (FESCO), АНО «ДМТК», Правительство
Санкт-Петербурга, ВЭБ.РФ, Делко (Delko), АО «Федеральная
грузовая компания», ПАО «ФосАгро», ПАО «ТрансКонтейнер», ПАО
«Аэрофлот». Помимо российских участников, на форум прибыли
делегаты из Азербайджана, Белоруссии, Германии, Индии,
Ирана, Италии, Казахстана, Китая, Монголии и Узбекистана.
Деловая программа включала 15 мероприятий, на которых
выступили 120 спикеров — представителей власти, бизнеса,
науки и экспертного сообщества. Программу форума освещали 56
СМИ: 23 деловых и 25 отраслевых изданий, а также 6
телеканалов. Волонтерскую поддержку осуществляли студенты
Петербургского государственного университета путей сообщения
Императора Александра I.
Форум открылся видеообращением
заместителя министра
транспорта России Валентина Иванова.
В первой части
пленарного заседания, которая была посвящена технологиям и
сервисам мобильности логистики, эксперты обсудили вопросы
транспортной политики устойчивого развития в современных
условиях, глобальные сдвиги в сфере перевозок и новые
решения в ответ на текущие вызовы и ограничения.
Первый
заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов
сообщил, что железнодорожные перевозки по восточной ветке МТК «Север — Юг» с 2023 года будут осуществлять по льготному
тарифу.
Председатель совета директоров Дальневосточного
морского пароходства (головная компания FESCO) Андрей
Северилов рассказал о планах по созданию хаба в Республике
Татарстан. В качестве зарубежного гостя в дискуссии принял
участие
губернатор провинции Исфахан (Иран) Реза Мортазави.
Участники второй части пленарного заседания рассмотрели
инновационные технологии логистики в системе международных
транспортных коридоров. Среди главных тем — обеспечение
мобильности цепей поставок на отраслевых рынках в новых
экономических условиях, сервисы для организации
бесперебойности поставок товаров и услуг для потребителей.
Начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин
представил логистические проекты, реализуемые на ОЖД как
ключевом звене международных транспортных коридоров на
евразийском пространстве.
По итогам пленарного заседания модераторы — председатель
подкомитета по транспорту и логистике комитета РСПП по
международному сотрудничеству Олег Дунаев и управляющий
партнер компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров, — а
также заместитель гендиректора по коммерческой деятельности
АО «РЖД Логистика» Сергей Левин и начальник ОЖД Виктор
Голомолзин приняли участие в пресс-подходе.
На сессии «Мобильность логистики в промышленности», которая
прошла при поддержке Минпромторга России,были подняты
вопросы управления мобильностью международных цепей
поставок, роли базовой инфраструктуры для повышения
эффективности цепей поставок, а также развития технологий
мобильности в логистике промышленных компаний. Участники
обменялись опытом и лучшими практиками применения бесшовных
технологий в организации мультимодальных поставок в
интересах промышленных предприятий. Модератором выступил
директор Центра по внешней торговле при Минпромторге России
Константин Ким.
В ходе сессии «Мобильность пространственной связанности
Северо-Западного региона» обсуждались инструменты повышения
эффективности взаимодействия различных видов транспорта в
регионе, а также способы формирования межотраслевой
партнерской сети распределительного центра Санкт-Петербург в
связанности с международными хабами в АТР, на Ближнем
Востоке и в странах Латинской Америки. Участники выступили с
инициативой о создании Центра Северо-Западного
транспортно-логистического кластера по переходу к
инновационной мобильности сервисов международной торговли и
интеграции сетей поставок в глобальные, национальные и
региональные цепочки создания стоимости.
Участники сессии «Технологии логистики в развитии новых
маршрутов на МТК «Восток — Запад» и их доходность»
предложили варианты выстраивания сетевого экономического
сотрудничества бизнеса, государственных структур и
научно-учебных комплексов по маршруту коридора от Санкт-Петербурга до Владивостока. Среди них — развитие
платформенной клиентоцентричной бизнес-модели в сфере
международной логистики, формирование единой цифровой
платформы для информационного обеспечения участников
логистических цепей, создание постоянного экспертного совета
по развитию в сфере логистики при общественных организациях
и объединениях.
Герман Добудогло, руководитель направления
развития новых сегментов Е100, в своем выступлении на тему
«Оптимизация бизнес-процессов для перевозчика: от
руководителя до водителя»
сообщил о том, как перевозчик
может эффективно управлять автопарком и какие решения
помогут сократить количество поставщиков топлива, услуг по
оплате дорог, парковок, моек и др., а также снизить
топливные расходы, сократить время в рейсе.
На сессии «Развитие транспортного комплекса для достижения
технологической устойчивости», соорганизатором которой
выступила Российская академия транспорта, прозвучали
предложения к Минтрансу России обеспечить проведение работ
по научному обоснованию технологической устойчивости рынка
транспортно-логистических услуг, разработке дорожной карты,
исследованию проблемных вопросов в условиях санкционного
давления и мобилизационной экономики.
По мнению участников
дискуссии, важно определить экономически обоснованную
географию расположения сухих портов в увязке с прогнозными
объемами перевозок по международным транспортным коридорам.
Главным событием второго дня форума стала
сессия «МТК «Север
— Юг»: движение вперед». Эксперты обсудили перспективы
развития коридора, а также обменялись опытом применения
бесшовных технологий в организации мультимодальных поставок.
Генеральный директор Дирекции международных транспортных
коридоров Александр Исаев рассказал о проводимой работе по
расшивке узких мест не только с точки зрения инфраструктуры,
но и в контексте совершенствования нормативно-правовой базы.
За 10 месяцев 2022 года общий объем грузовых железнодорожных
перевозок в международном сообщении составил 445 млн тонн,
оборот контейнеров — 3,3 млн TEU. По итогам года сокращения
не ожидается, несмотря на переориентацию всей транспортной
системы РЖД на восток и юг.
В частности, на Октябрьской
магистрали коридором «Север — Юг» активно занимаются порядка
3 месяцев. За этот период экспорт со станций ОЖД вырос
практически в 5 раз, а с учетом западного ответвления на
Новороссийск перевезено 140 тыс. тонн — это в 20 раз больше,
чем в 2021 году.
По мнению управляющего директора Siddhartha
Logistics FTWZ Pvt. Ltd. (Индия) Падхьи Нищала, прилагаемые
усилия обязательно дадут результат и МТК «Север — Юг»
поможет улучшению торговли между Россией и Индией.
Торговый
представитель Азербайджанской Республики в РФ Руслан Аллахверди оглы Алиев
перечислил основные преимущества
коридора, среди них — сокращение в два и более раз
расстояния перевозок, а также снижение стоимости доставки
контейнеров по сравнению с морским путем.
Совместно с Международным Координационным советом по
трансъевразийским перевозкам (КСТП) была организована
сессия
«Евро-азиатские перевозки: новые логистические и
технологические решения». Участники обсудили влияние внешних
факторов на устойчивость трансъевразийских сервисов,
представили новые маршруты, обусловленные переориентацией
внешнеэкономических связей. Модерировал дискуссию
генеральный секретарь КСТП Геннадий Бессонов.
Комитет по международному сотрудничеству РСПП и Академия
«Высшая инженерная школа» Российского университета
транспорта (МИИТ) выступили соорганизаторами
сессии
«Мобильность в крупных городских агломерациях. Международное
сотрудничество». Дискуссия была посвящена современным
трендам и закономерностям мобильности в агломерациях.
Участники сессии «Таможенно-логистическая деятельность:
инфраструктура, таможня, технологии на примере мостового
перехода через реку Амур в районе городов Благовещенск и
Хэйхэ» рассмотрели вопросы развития инфраструктуры для
обеспечения мобильности в логистике трансграничных
перевозок.
Сессия «Технологии бесшовной логистики во взаимодействии ЕАЭС и ШОС» была посвящена вопросам интеграции цифровых
платформ управления логистикой участников международных
транспортных коридоров. Эксперты обменялись мнениями на тему
роботизации логистики, применения дронов и другого
беспилотного транспорта.
На сессии «Цифровая трансформация бизнеса: технологии и
сервисы для создания конкурентной цепи поставок» была
поднята тема перехода компаний от цепочек создания
добавленной стоимости к экосистемам и оценены перспективы
развития платформенной бизнес-модели в достижении успеха и
роста бизнеса.
Тема цифровизации была продолжена на
сессии «Цифровые
технологии в системе безопасности транспортно-логистических
сервисов». Участники обсудили влияние санкций, а также
основные аспекты электронного делового оборота.
Экспозиция TRANSTEC 2022 заняла около 1000 кв. м и для
большего охвата посетителей была размещена на единой
площадке с выставкой «Российский промышленник». Генеральный
директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков провел
официальный обход выставки для VIP-делегации в составе
президента РСПП Александра Шохина, заместителя министра
промышленности и торговли РФ Василия Осьмакова,
вице-губернатора Санкт-Петербурга по транспорту Кирилла
Полякова и депутата Госдумы Дениса Кравченко. Также в обходе
приняли участие представители крупных промышленных
предприятий России. Особый интерес вызвал стенд иранской
компании «Бехине Тарабар Ажур». Официальную делегацию
приветствовали председатель правления ООО «Бехине Тарабар
Ажур» Мустафа Акдам и финансовый директор ООО «АгроТранс»
Мохаммад Маджди.
Участники TRANSTEC 2022 провели серию переговоров на Бирже
деловых контактов.
В частности,
состоялись переговоры у компаний: GTLogistics,
Brimstone Kimya San Tic AS, IMPEX ERA MMC (Азербайджан),
Siddhartha Logistics FTWZ Pvt. Ltd. (Индия),
«Газпромнефть-Снабжение», «Альфа-Прибор», АНО «ДМТК»,
«Владофлот», «ПУЛ транс», «Терминал Святого Петра»,
«Аконит».
В рамках форума впервые был проведен
день образования, в
котором приняли участие ведущие вузы Санкт-Петербурга,
осуществляющие подготовку кадров для
транспортно-логистической отрасли. В Петербургском
государственном университете путей сообщения Императора
Александра I прошла конференция «Инженерное предпринимательство: новые
решения на транспорте и в логистике», в рамках которой
студенты Школы инженерного предпринимательства ПГУПС
презентовали свои стартапы. А в Санкт-Петербургском
государственном экономическом университете прошла
конференция «Школа преемственности поколений логистов» с
мастер-классами от Санкт-Петербургской торгово-промышленной
палаты, ОАО «РЖД» и «Газпром нефти» и экскурсией в
транспортно-складской комплекс РЖД.