В послевоенные годы для упорядочения проектно-планировочного
дела, улучшения архитектуры и повышения качества застройки
Москвы и пригородной зоны Совет Министров СССР
постановлением № 1873 от 2 июня 1951 года принял решение
организовать в Мосгорисполкоме Архитектурно-планировочное
управление города Москвы. Решение Исполкома Моссовета №
46/18 от 29 июня 1951 года о создании АПУ города Москвы
положило начало системной, организационно оформленной
научно-исследовательской и проектной работе по
градостроительному преобразованию столицы, а позднее
Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы
(МКА), которому в этом году исполнилось 65 лет. О том, как
ведется эта работа, «Промышленному еженедельнику»
рассказывает председатель Комитета по архитектуре и
градостроительству города Москвы Юлиана Княжевская.
— Юлиана Владимировна, вы возглавляете Комитет по
архитектуре и градостроительству с 2014 года. По итогу двух
лет как вы можете оценить разделение обязанностей в МКА?
— В целях повышения эффективности работы Москомархитектуры в
современных условиях, когда получили широкое распространение
и развитие информационные технологии, значительно увеличился
объем поступающей информации, потребовалось увеличить
скорость рассмотрения вопросов и принятия решений, было
принято решение разделить должности председателя
Москомархитектуры и главного архитектора.
Работа главного архитектора имеет творческий характер и
направлена на сохранение исторического своеобразия Москвы,
дальнейшее развитие архитектурного облика города, создание
комфортной городской среды. Задача же председателя
Москомархитектуры — обеспечить реализацию указанных
мероприятий в соответствии с действующим законодательством,
сделать так, чтобы творческий замысел был воплощен в жизнь.
Москомархитектура обеспечивает разработку и принятие
большого количества градостроительных документов:
генерального плана города Москвы, правил землепользования и
застройки, проектов планировки, градостроительных планов
земельных участков, свидетельств об утверждении
архитектурно-градостроительных решений и др.
Благодаря этому разделению была проведена оптимизация работы
Комитета, значительно сокращены административные барьеры,
ликвидированы устаревшие процедуры, введены интерактивные
формы подачи запросов.
— Зона ответственности комитета, какова она?
— Прежде всего, отмечу, что в ведении комитета находится ряд
специализированных подведомственных организаций —
государственных унитарных предприятий города Москвы,
осуществляющих свою деятельность в области архитектуры,
градостроительства, геодезии и картографии: Институт
Генерального плана Москвы, Главное
архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры,
Мосгоргеотрест и Институт Градплана города Москвы. Система
работы построена на постоянном взаимодействии между собой
как части обмена и накоплении информации, так и в части
разработки документации.
НИиПИ Генплана города Москвы и ГлавАПУ выполняют очень
заметный объем научной и исследовательской работы в области
градостроительства, включая изучение социально
экономических, социологических, экологических аспектов
градостроительной деятельности, осуществляют мероприятия,
направленные на повышение эффективности градостроительного
планирования. Они разрабатывают самое большое в стране
количество документации по планировке территорий — проекты
территорий и межевания и документов территориального
планирования — Генеральный план развития Москвы, правила
землепользования и застройки, отраслевые и территориальные
схемы развития.
ГУП «Мосгоргеотрест» обеспечивает наш город самыми
современными пространственными данными, геодезическими и
картографическими материалами, результатами и данными
комплексных инженерных изысканий для подготовки проектной
документации, строительства, реконструкции объектов
капитального строительства. Так же его важной задачей
является ведение сводного плана подземных коммуникаций и
сооружений в городе Москве, создание и актуализация Единой
государственной картографической основы (ЕГКО) Москвы и
многое другое. Все перечисленные направления и относятся к
зоне ответственности Комитета.
— В чем особая специфика градостроительства в Москве? Какие
дополнительные и специфические проблемы в области
градостроительства есть и как вы их преодолеваете?
— К сожалению, Москва в своем развитии не смогла избежать
негативного опыта, который был у большинства крупных
городов. И в результате мы получили те же самые проблемы,
что и другие мегаполисы: не всегда востребованные миллионы
квадратных метров недвижимости, транспортный коллапс и
нарастание определенного дискомфорта в городской среде.
Одна из важнейших функций Москомархитектуры — это
регулирование градостроительной и архитектурной
деятельности. Мы являемся отправной точкой
градостроительного развития столицы. И всех нас объединяет
одна цель: создать в столице необходимую для удобства всех
горожан инфраструктуру и сохранить уникальную архитектурную
городскую среду. Сегодня активно развиваются транспортные
артерии столицы: ведется масштабное строительство
автомобильных дорог, линий метро. Фокус внимания в
градостроительном развитии сместился с коммерческой
составляющей в сторону создания гармоничных уникальных
общественных пространств: это и пешеходные зоны, и
набережные, и парковые территории.
Думаю, что Москва в ближайшие несколько лет будет идти по
пути гуманизации городской среды. Для решения этих задач
была проведена модернизация домостроительных комбинатов —
комплексное совершенствование технологического оснащения тех
ДСК, которые собираются строить объекты на территории нашего
города. Модернизация должна проходить так, чтоб мощности
комбинатов в этот период не падали. Технологическое
обновление позволит ускорить производственные процессы и
обезопасить предприятия от возможного перерасхода
строительных материалов.
Еще один важный момент. В мае прошлого года было подписано
постановление Правительства Москвы «Об утверждении
Требований к архитектурно-градостроительным решениям
многоквартирных жилых зданий, проектирование и строительство
которых осуществляется за счет средств бюджета города
Москвы». Данные требования содержат ряд градообразующих
принципов формирования комфортной жилой среды.
Например, градостроительная гибкость планировки застройки,
комфортные объемно-планировочные решения уровня первого
этажа. Или еще: гибкие планировочные решения квартир и
блок-секций, варьирование этажности, разнообразие фасадных
решений. Все это позволило разработать десять новых серий
жилых домов от нескольких ДСК, которые ведут строительство в
столице.
К тому же Москва проводит теперь конкурсы на объекты самого
разного масштаба — как на крупные градостроительные проекты
в центре города, так и на фасады обычных зданий и даже их
элементы. В таких градостроительных и архитектурных
конкурсах принимают участие многие зарубежные компании. Хочу
подчеркнуть: многие представители профессионального
сообщества считают архитектурные и градостроительные
конкурсы одним из самых действенных инструментов повышения
качества архитектуры и городской среды в целом. При участии
Москомархитектуры за последнее время было проведено 34
конкурса. В них смогли приять участие более 500 компаний из
30 стран. Реализация победивших проектов позволила
разнообразить решения, добавила городу характера.
— Какова дальнейшая судьба территорий промышленных зон
столицы?
— Прежде всего хочу обратить ваше внимание на то, что
Градостроительный кодекс Российской федерации ввел новый
институт — Комплексное устойчивое развитие территорий (КРТ),
который вступает в силу с 1 января 2017 года. В соответствии
с ним развивающиеся производственные территории города
Москвы будут нанесены на карты нормативно-правового
документа «Правил землепользования и застройки города
Москвы» (ПЗЗ). При этом собственникам промзон будет дано
время для развития своих территорий в соответствии с
требованиями КРТ.
Поэтому собственники земель, которые окажутся в зоне КРТ, в
ближайшее время должны будут принять решение о
преобразовании и развитии своих земель в соответствии с
Генпланом и ПЗЗ. Если собственник не стремится к развитию
своей территории, то город вправе изъять эти земли и
развивать их по тем правилам и стандартам, которые будут
заданы в Генплане и ПЗЗ и, соответственно, в КРТ.
Этот механизм позволит начать развитие депрессивных,
заброшенных, часто используемых не по назначению
промышленных зон. Город активно приветствует развитие
заброшенных промышленных территорий, так как заинтересован в
создании новых рабочих мест, развитии науки и производства в
целом в городе.
Развитие территорий промышленных зон — это одно из основных
направлений с точки зрения градостроительного потенциала
промышленных территорий. Важным фактором развития этих
земель является то, что их развитие невозможно без развития
транспортной системы. В настоящее время Комитетом по
архитектуре и градостроительству разработаны проекты
планировок двух промышленных зон — «Теплый стан» и «Новобратцевский»,
где благодаря реконструкции уже имеющихся объектов и
строительству новых производственных площадей, была
оптимизирована улично-дорожная сеть, подведены линейные
транспортные объекты (въезды-выезды, пешеходные переходы,
остановки наземного городского транспорта) и создано
дополнительно 2500 рабочих мест.
— Как МКА участвует в сокращении долгостроев в Москве?
— Заброшенные стройплощадки ухудшают архитектурный облик
города. Но хочу отметить, что количество долгостроев в
Москве за прошедшие 5 лет сократилось более чем в два раза,
когда их насчитывалось 650 площадок. Была проделана очень
большая коллективная работа, фактически в ручном режиме с
каждым объектом. В середине 2011 года была создана
оперативная группа по сокращению объектов долгостроя,
которая осуществляет мониторинг объектов незавершенного
строительства.
Главная задача группы — стимулировать застройщика
возобновить строительство либо принять решение об отмене
строительства и освобождении земельного участка. Сегодня
жителей интересует, что будет на месте долгостроя рядом с их
домом. В настоящее время идет поэтапное рассмотрение
оставшихся площадок, где заморожено строительство.
Правительство Москвы будет принимать решения по ним в
индивидуальном порядке: где-то вместо замороженного
строительства будет парк со сквером, где-то — поликлиника
или детский сад в соответствии с потребностями микрорайона в
данном округе. Решения будут приниматься согласно
градостроительному развитию районов Москвы.
— В Москве сегодня внедрена городская комплексная система
услуг. Какие именно услуги вы оказываете?
Москомархитектура сегодня оказывает пять государственных
услуг:
- 1. Подготовка, утверждение и переоформление
градостроительных планов земельных участков в городе Москве
(ГПЗУ).
- 2. Выдача свидетельств об утверждении
архитектурно-градостроительного решения (АГР).
- 3. Оформление Паспорта колористического решения.
- 4. Согласование дизайн-проекта размещения вывески в городе
Москве.
- 5. Предоставление сведений, содержащихся в интегрированной
автоматизированной информационной системе обеспечения
градостроительной деятельности города Москвы (ИАИС ОГД).
Из перечисленного списка видно, что потребителями госуслуг
являются как бизнес-структуры и инвестиционные компании, так
и простые жители Москвы. Причем с 2012 года, когда
территория Москвы была значительно увеличена за счет
присоединения Новой Москвы, услуга по получению ГПЗУ стала
особенно востребованной у физических лиц. Количество
запросов по получению ГПЗУ по сравнению с 2012 годом выросло
на 40% именно за счет собственников индивидуальной жилой
застройки и дачных садоводческих товариществ, проживающих на
новой территории.
Статистика показывает, что наибольшее количество обращений
(около 60%) по получению ГПЗУ поступает от владельцев
домостроений присоединенных территорий, которые хотят
построить дом, не превышающий 500 кв. м. В настоящее время
услуга по получению ГПЗУ дачниками и садоводами — проще, чем
юридическими лицами и бизнес-структурами, а современный
тренд законотворческой деятельности Правительства Москвы
направлен на облегчение получения оформления разрешительной
документации для людей, желающих строить жилье до 500 кв. м.
— Как формируется пакет необходимой документации при
получении через интернет свидетельства об утверждении
архитектурно-градостроительного решения объекта капитального
строительства?
— Заявитель может подать запрос в электронной форме с
приложением необходимых документов. Для этого нужно
зарегистрироваться на портале государственных услуг города
Москвы, заполнить интерактивные формы заявления, загрузить
файлы с требуемой документацией и направить на рассмотрение.
Вот, собственно, и все!
— Насколько успешно и по каким основным азимутам идет
сотрудничество Комитета с общественностью?
— Развитие города — процесс довольно живой, а потому только
находясь в тесном контакте с жителями, бизнес-сообществом мы
можем достичь того результата, который мог бы объединить
общие усилия для создания качественного востребованного в
дальнейшем продукта. Говоря о платформах для взаимодействия
с общественностью столицы, скажу, что они у нас — очень
разнообразны, здесь сразу несколько направлений.
Во-первых, это публичные слушания — процедура согласования
градостроительных проектов с жителями. Для статистики: в
2011 году на публичных слушаниях рассматривалось около 50
проектов в год, в период с 2012 по 2014 гг — в среднем 150
проектов, а в 2015-2016 гг эта цифра возросла и приближается
к 250 проектам в год. Если взять количество рабочих дней в
году, то получается, что публичные слушания проходят почти
каждый день.
Эти цифры говорят в первую очередь об условиях, которые
позволяют все активнее вовлекать жителей в процесс принятия
градостроительных решений. Также стоит отметить довольно
широкий круг специалистов, вовлеченных в процесс. Это и
архитекторы, и инженеры, и экологи, и историки, и чиновники.
Такой круг профессионалов говорит о серьезном подходе к
вопросу. Город и дальше будет работать над созданием
комфортной среды для москвичей и гостей столицы.
Также можно назвать приемные дни у профильных специалистов
комитета, горячую телефонную линию, ресурс «Активный
гражданин», обращения граждан в письменной форме, личный
прием профильных специалистов по особо острым вопросам
инициативных групп жителей. Кроме того, проводится
информирование и консультирование по реализации городских
мега проектов в рамках конгрессно-выставочной деятельности,
взаимодействие с депутатским корпусом и т.п.
— Задачи и планы МКА в ближайшее время?
— В ближайшие три года Москомархитектура определила для себя
основные задачи. Ведомство будет заниматься утверждением
материалов Генерального плана развития Москвы, проекта
Правил землепользования и застройки столицы, которые должны
быть приняты до 01.07.2017 года. Будем работать над
принятием концепции градостроительного развития территорий,
прилегающих к Москве-реке. Также планируем работать над
предложениями по внесению изменений в градостроительные
кодексы — Российской Федерации и Москвы. Будем утверждать
проекты планировки, в том числе по реконструкции МКАД,
Третьего пересадочного контура метро, Северо-Восточной
хорды.
!!!!!!!!!!!!!!!!
ВРЕЗКА
Одна из важнейших функций Москомархитектуры — это
регулирование градостроительной и архитектурной
деятельности. Мы являемся отправной точкой
градостроительного развития столицы. И всех нас объединяет
одна цель: создать в столице необходимую для удобства всех
горожан инфраструктуру и сохранить уникальную архитектурную
городскую среду. Сегодня активно развиваются транспортные
артерии столицы: ведется масштабное строительство
автомобильных дорог, линий метро. Фокус внимания в
градостроительном развитии сместился с коммерческой
составляющей в сторону создания гармоничных уникальных
общественных пространств: это и пешеходные зоны, и
набережные, и парковые территории.