Зачем
так часто менять законодательство о местном самоуправлении,
кого не хватает в муниципалитетах и почему нужно сдвинуть
акценты с дневного обучения на заочное на специальности
«Государственное и муниципальное управление» — об этом шел
разговор с директором оренбургского филиала РАНХиГС при
Президенте РФ Ольгой Масюто.
Почему меняется система
— Ольга Михайловна, насколько, на ваш взгляд,
законодательство о местном самоуправлении меняется в
последнее время, и не кажется ли вам, что это всё слишком
часто происходит?
— Постоянно, причём изменения зачастую кардинальные. С 2003
года, когда этот закон был принят, было внесено около 6 тыс.
поправок. К сожалению, именно эта сфера — одна из самых
проблемных. Во-первых, потому что нет финансирования, там и
не может быть отдельного финансирования. Во-вторых, потому
что постоянно перераспределяются полномочия, как раз исходя
из того, что местная власть зачастую не справляется с
вверенными ей сферами, и происходит то, что мы видели на
примере муниципального здравоохранения, когда его передали в
субъект, позже то же самое произошло с социальной защитой.
Произойдут ли подобные перемены с образованием, дорожным и
иным строительством и т.д. — пока не знаю. Есть такие
опасения, конечно, как сами муниципалы говорят, что в
местном самоуправлении могут вскоре остаться одни мётлы и
ведра. Вполне возможно, что так и будет.
— Одинаково ли местное самоуправление на уровне сельского
поселения, муниципального района и города?
— Общие принципы, конечно, одинаковы. Но на деле, исходя из
количества полномочий, национального, демографического
состава, даже месторасположения, всегда есть своя специфика.
Давайте вспомним о том, что еще недавно муниципальных
образований в Оренбургской области было более 600, а сейчас
идет процесс укрупнения. Это происходит потому, что такая
система себя не оправдала: не могут маленькие поселения
справиться даже с самым небольшим кругом полномочий. Так
что, возвращаясь к вашему первому вопросу — законодательство
в системе местного самоуправления должно меняться, меняются
условия — меняется и закон. Принципы остаются теми же
самыми.
Даже система выборов в МСУ меняется. Вспомните, как громко
несколько лет назад все кричали о введении института «сити-менеджмента»
и пошел массовый процесс перехода на эту, назовём её,
«двуглавую систему». И где-то действительно пошло хорошо —
например, в Кувандыке и Соль-Илецке, а где-то, как,
например, в Оренбурге, эта система себя не оправдала. И,
безусловно, работоспособность этого механизма зависит в
первую очередь от личностей.
Нужно ли чиновнику образование?
— Должен ли любой представитель местного самоуправления —
назначенный, избранный — иметь специальное образование
«государственное и муниципальное управление»?
— Обязательно. Причём именно образование, будь то
переподготовка или второе высшее, но именно образование.
Самообучение — вещь, конечно, замечательная. Но в нашей,
например, Академии, студентам дается системный подход.
Всегда должна быть общая картина, а общую картину самому
изучить невозможно. Можно исследовать какие-то отдельные
моменты, но системный подход — это только специальное
образование.
— Есть такое мнение, что отдельно специальность
«государственное и муниципальное управление» — это не
специальность, вы согласны с этим?
— Согласна. Я вообще считаю, что очное образование по этой
специальности — это прихоть федерального министерства
образования. Человек должен уже себя попробовать, иметь уже
какую-то базовую специальность. Вот даже если выпускник
дневного отделения, скажем, уже «профессиональный чиновник»
придёт, например, в управление дорожного хозяйства, на мой
взгляд, он должен тогда получить строительное или дорожное
образование. Иначе никак. Хотя, конечно, лучше наоборот.
Сначала получить базовую специальность, а потом уже учиться
государственному и муниципальному управлению.
Часто бывая на аттестации государственных и муниципальных
служащих, слышу: «Вот ему немножко не хватает!», а чаще
всего ему недостает именно специальных знаний той отрасли,
где он работает: ЖКХ, строительство и т.д.
— Ольга Михайловна, а кого сейчас не хватает в органах
местного самоуправления?
— Профессионалов любой специальности. У нас, к сожалению,
сейчас — страна непрофессионалов. Эта общая тенденция, не
только государственного и муниципального управления, но
здесь особенно остро это ощущается. Отчего у нас все беды?
Потому что нет хороших управленцев. Причем мы сначала должны
выпускать профессионалов любой другой специальности, а во
власть уже должны приходить люди с опытом, с профессией, со
специальным профильным образованием, но обязательно получив
дополнительную специальность. К тому же огромной проблемой
сейчас является подготовка кадрового резерва для
государственного и муниципального управления, когда-то в
советское время им занимались с низшего звена до самого
верхнего уровня власти, а сегодня кадровый резерв - лишь на
бумаге. Тот же самый Молодежный парламент нужен далеко не
только для того, чтобы молодежь услышали, а прежде всего,
чтобы он стал «школой политика», чтобы именно здесь молодые
люди получили первые знания и первый опыт работы во власти.
Беседовала Анна Жураковская
По материалам http://www.oren.aif.ru