Одно
из старейших и самых опытных в мире авиационных предприятий
— российский завод «Дукс», которому в этом году исполняется
123 года, в настоящее время находится на этапе масштабной
модернизации и обновления. Известное во всем мире своими
авиационными ракетами, предприятие собирается значительно
расширить номенклатуру выпускаемой техники, выйти, в том
числе и на мировой рынок, с новыми образцами гражданской
продукции. О принципах перемен и новом этапе в жизни «Дукса»
мы беседуем с генеральным директором ОАО «Дукс» Юрием
Петровичем Клишиным.
— Юрий Петрович, историческая биография «Дукса» полна ярких
страниц…
— Завод "Дукс", который ведет свою историю с 1893 года,
более 120 лет работал как универсальное машиностроительное
предприятие. И одним из огромных достоинств предприятия было
умение в рекордные сроки осваивать новую номенклатуру,
запускать в производство широкий ассортимент. Достаточно
вспомнить, что за свою историю «Дукс» выпускал и
металлическое оборудование для цирка, и велосипеды, и
мотоциклы, и аэросани, и дирижабли, и самолеты, и
авиационное вооружение, и ракеты… Для завода обычным стало
наименование первый, как и заложено в его названии («Дукс» с
латыни — «первый»). «Дукс» в XX веке стал фактическим
прародителем целого ряда новых авиационных предприятий и
брендов — "Сухой", "МиГ", "Як", "Вымпел", "Прогресс".
Сегодня основной серийной продукцией являются ракеты
ближнего боя класса "воздух-воздух" Р-73 и Р-73Э, а также
пусковое устройство П-72 для них. Хочу отметить, что Р-73 по
своим характеристикам превосходит известные зарубежные
аналоги по надежности и безопасности, что могу подтвердить
на основе личного опыта. По мнению специалистов, сегодня это
самая используемая в ВВС ракета.
— В контексте богатой истории предприятия как можно
охарактеризовать текущий этап его биографии?
— На протяжении более чем 120-летней истории «Дукс» всегда
отличала многоплановость производственной деятельности и
многофункциональность производимой продукции. И сегодня мы
идем по пути масштабного расширения своей номенклатуры, мы
хотим выпускать продукцию различного плана — как военного
назначения, так и гражданского. Мы сейчас очень активно в
этой области работаем. Также мы много работаем по расширению
областей применения нашей продукции военного назначения. В
частности, для этого мы планируем модернизацию ракеты — как
в целом, так и по ее составным частям.
Характерная черта, отличающая наше предприятие на протяжении
всей его истории — быстрое освоение новой номенклатуры. От
велосипеда, мотоциклетки — к аэросаням, самолетам,
двигателям, системам вооружения и стрелковому оружию. То
есть, спектр номенклатуры продукции определялся
потребностями государства, «Дукс» очень быстро реагировал на
возникающие задачи и создавал соответствующую продукцию.
То же самое — и сегодня. Мы готовы оперативно осваивать
самый широкий спектр продукции в интересах государства или
заказчиков, опираясь на богатейший опыт предприятия и
хорошую техническую базу, которые мы в настоящее время
активно обновляем.
— Какие сегодняшние программы «Дукс» вы считаете наиболее
перспективными и важными?
— Наше главное дело — повышение эффективности нашего
вооружения. Но если еще вчера наше главное предназначение
было — серийное производство, то сегодня мы категорически
расширяем свою линейку. Мы планируем стать разработчиками, и
в новой своей ипостаси «Дукс» будет отвечать за все стадии
жизненного цикла вооружения: от разработки — до утилизации.
Мы берем на вооружение лучшие традиции лучших инженерных
центров России, сотрудничаем с ними, тесно взаимодействуем с
национальными самолетостроительными фирмами, обеспечиваем
конструкторов «Дукс» новейшими технологиями, осваиваем самые
современные производственные решения…
— Сегодня у «Дукс» — большая кооперация?
— Кооперация у нас очень большая, это десятки предприятий и
очень широкая география — от Санкт-Петербурга и Москвы до
Кыштыма и Кургана. Причем, что важно: нам удалось найти с
нашими партнерами полное взаимопонимание на основе более
тесного технического взаимодействия, обмена методическими
документами и так далее, и все это — с целью значительно
повысить темпы освоения новой продукции.
«Дукс» очень глубоко погружен в отраслевые цепочки. Мы
работаем практически со всеми ведущими авиапроизводителями
страны: с фирмами «Сухого», с Комсомольском-на-Амуре, с
Новосибирским авиационным заводом, с «Иркутом», с «МиГом», с
«Соколом», с «Илюшиным» и так далее. Тем более, что мы
выпускаем разноплановую продукцию, комплектующие как для
военных, так и для гражданских самолетов.
— Насколько широка география внешних поставок продукции
«Дукс»?
— География внешних поставок нашей продукции — очень и очень
большая. Это и ближнее зарубежье, и дальнее зарубежье, и
Китай, Индия, Ангола, Вьетнам, Египет Куба и так далее. В
общем, практически все регионы Земного Шара — Азия, Африка,
Европа, Северная Америка, Южная Америка.
— За чей счет проводит «Дукс» работы по созданию новой
продукции?
— Проведение разработок новой продукции требует от
предприятия перехода в еще одну и куда более сложную
нормативную базу. Несравненно увеличивается количество
регламентов, правил, стандартов, технических условий и т.д.
И мы со всем этим последовательно справляемся.
Плюс к тому — у нас намного больше стало взаимодействий с
различными научно-исследовательскими организациями,
организациями и структурами государственных структур, в том
числе Министерства промышленности и торговли РФ и
Министерства обороны РФ.
Создание новой продукции всегда идет по более жестким
правилам. Увеличиваются требования к уровню
профессионализма, потому что необходимо приносить что-то
новое в разработку, совершенствовать технические
характеристики, улучшать эксплуатационные показатели,
увеличивать боевой потенциал вооружений.
— Совершенствование будет касаться и уже выпускаемой
продукции «Дукс»?
— Конечно. Так, например, мы выпускали и выпускаем съемное
вооружение в виде подвижных стрелково-пушечных установок. И
сейчас мы активно переводим эти модели на более совершенный
технический уровень с применением новых технологий, в том
числе микроскопических электромеханических систем. Мы
категорически улучшаем блок управления и ряд других узлов.
— Программа развития….
— Мы очертили круг наших интересов на первом этапе развития
предприятия, очертили те организации, с которыми будем
взаимодействовать, получили с их стороны подтверждение в том
что они тоже заинтересованы в нашей новой продукции. Кстати,
это касается не только оборонной продукции, но и продукции
гражданского назначения, линейку которой мы намерены очень
активно расширять. В том числе и для поставок на внешние
рынки.
Хочу особо подчеркнуть, что «Дукс» и Россия в целом в своих
инновационных разработках вполне может опираться на
собственные технологические заделы и проработки.
— Если говорить об инновациях. «Дукс» занимается сегодня
разработками экранопланов?
— У нас есть программа по развитию нетрадиционных видов
транспорта, куда входят в том числе экранопланы и дирижабли.
И мы занимаемся обеими темами.
Экраноплан — это высокоскоростное амфибийное средство,
которое позволяет перевозить пассажиров и грузы на большие
расстояния над различными акваториями, в том числе
океанскими, льдами. На большие расстояния и с высокой
скоростью — до 250-300 км/час. Это в три-четыре раза быстрее
любого скоростного корабля.
При этом дирижабли — крайне удобны для российских условий. В
Западной Европе, где транспортная сеть так развита, они,
может быть, и не нужны. А у нас, где такие просторы и
сложности с обеспечением дальних регионов и районов крайнего
Севера… Тем более, что самолет или вертолет требуют
специальной площадки для того, чтобы взлететь и сесть, а
дирижабль подлетел, поднял груз и перенес, куда нужно. Это
дает много преимуществ.
Также много преимуществ имеют и экранопланы…
— То есть, для вас и дирижабли, и экранопланы — это не
фантастика, а реальный проект, которым уже сегодня
занимается предприятие?
— Да именно так. И хотя в этой тематике мы в начале пути,
необходимо еще очень много сделать, реальные шаги уже
совершены. Например, один наш экраноплан уже проходит
испытания в жестких условиях Якутии.
— Это продолжение знаменитого советского «Луня»?
— Нет. Тот проект был очень интересный, но сам аппарат
получился слишком тяжелый — более 500 тонн, и по
грузоподъемности — низкоэффективный. Мы создаем экраноплан
из композитов, он весит три тонны и может нести три тонны
полезной нагрузки. Композиты — российские, они легче воды.
Вопросы эксплуатации, безопасности решены. При этом мы
делаем ставку на унификацию в части оборудования, топливных
систем, навигации, связи и т.д.
— Насколько выгоднее перевозка груза новыми видами
транспорта?
— Я скажу так: перевозка тонны груза на «Руслане» примерно в
10 раз дороже, чем перевоза той же тонны на дирижабле. Да,
дирижабль не летит со скоростью 600-700 км/ч, его
крейсерская — 150-200. Но часто особая скорость и не нужна.
Тем более, что мы создаем дирижабли жесткой конструкции,
которые выдерживают любые нагрузки и могут очень широко
применяться, вплоть до туристических целей — несколько палуб
с каютами, с лифтами, с ресторанами и прочими туристическими
радостями.
— «Дукс» ведь и созданием спортивных самолетов готов
заниматься?
— Мы готовы. Дело в том, что в Росси сегодня спортивные
самолеты практически не выпускаются. Хотя спрос есть.
Причем, не столько на одноместные — их используют пилоты
высокой квалификации, которые участвуют в соревнованиях,
сколько двухместные, которые очень востребованы, потому что
предназначены как для спортивных полетов, так и для
обучения. Вопрос создания спортивного самолета также стоит в
плане развития «Дукс».
— У вас большие планы, для воплощения которых требуется
серьезная технологическая база…
— В настоящее время на нашем производстве идет программа
серьезной модернизации оборудования: мы закупаем новые
станки, проводим реновацию и совершенствование существующего
станочного парка, устанавливаем новое навесное оборудование
— допустим, те же высокоскоростные шпинделя, патроны,
режущие инструменты, ЧПУ — на добротную мощную литую станину
наших советско-российских станков.
При этом мы думаем об экономике каждого участка и покупаем
именно то оборудование и именно в тех параметрах, которое
нам нужно. В выборе станков и обрабатывающих центров
опираемся на мнение технологов, кто непосредственно
определяет, что необходимо для производства. В общем,
руководствуемся гибкой системой, которая позволяет нам
решать задачи модернизации в реальном масштабе времени.
Один из принципов, которым мы руководствуемся, формируя
стратегию развития «Дукс» — автономность и самодостаточность
производства, чтобы не быть заложником ситуации. В настоящий
момент именно автономность зачастую определяет живучесть
предприятия, насколько оно готово к сложным ситуациям,
особенно в условиях ограничения поставок.
И мы решили с помощью собственных разработок повысить свою
автономность, живучесть, рентабельность. Для этого мы, как я
уже сказал, проводим модернизацию производства, обновляем
кадры, организуем взаимодействие с другими
научно-исследовательскими организациями и предприятиями, как
военными, так и гражданскими. То есть, стараемся сделать
так, чтобы не быть зависимыми от других, а наоборот —
определять самим новые подходы и взгляды на развитие того
или иного вида продукции, как оружия, так и гражданского
направления. Мы хотим выходить на новые рынки не за счет
демпинговой цены, а с товаром более высокого качества, с
использованием гордого бренда «Дукс» — это дорогого стоит.
— То есть, мы можем говорить, что ДУКС находится в начале
нового этапа своего развития?
— Да. Представляя новых руководителей цехов, отделов, я так
и говорю, что мы — развиваемся, мы — на новом витке спирали
своей истории. Поэтому у нас повышаются требования — как к
руководителям, так и к рядовым сотрудникам. И у нас очень
высокая планка качества, мы должны добиться тех результатов,
которые сами себе наметили. Кстати, изменения, которые
переживает сегодня «Дукс», находят поддержку у наших
партнеров и заказчиков. Мы расширяем диапазон и область
применения своей продукции, повышаем качество продукции,
создаем такой уровень характеристик, какого ранее никто на
рынке не предлагал.
— Изменения, которые переживает сегодня «Дукс», повлияют и
на экспортную составляющую?
— Конечно. И самым позитивным образом. Инозаказчик, кстати,
как правило, быстрее реагирует на изменения ситуации на
рынке и предъявляет требования к повышению качества
продукции. «Дукс» же старается опережать основные
международные технологические тренды. Конечно, делаем мы это
в первую очередь для нужд ВС России.
При этом мы, конечно, стараемся вести разработки и в
интересах экспорта. Российское законодательство в области
разработок позволяет нам, заключив договор с Министерством
обороны РФ, получить авторские права на создаваемую
продукцию и использовать их в дальнейшем для
совершенствования продукции. И мы используем технологии,
которые позволят нам создавать высококлассный надежный
продукт под маркой «Дукс», какого на рынке просто нет.
Ведь, например, никто не думал, чтобы на ракетах создавать
кратность резервирования. А мы добились этого. Мы добились
унификации решения многих важнейших вопросов. Благодаря чему
мы идем по пути повышения точности применения, повышения
многофункциональности и мощности нашей продукции… Мы
стремимся к тому, чтобы создать унифицированные решения,
позволяющие подучать требуемый результат гораздо боле
низкими затратами. Благодаря собственным разработкам, наша
продукция становится еще боле надежной и эффективной.
— В каких направлениях будет вести «Дукс» расширение
номенклатуры выпускаемой продукции?
— «Дукс» всегда отличало умение гибко и быстро реагировать
на самые разные запросы времени. Мы и дальше будем четко
выполнять задачи, которые перед нами ставятся, опираясь на
опыт, технологии и нашу смелость по созданию неожиданных
технических решений. Мы будем и дальше активно расширять
возможности нашей продукции, области ее применения, например
— в части подвижности, что приводит к просто выдающимся
результатам.
— То есть, что потребуется, то и сделаете, проще говоря?
— Да. И очевидно, что некая высшая сила помогает
предприятию. В него изначально была заложена идея быстро
реагировать на запросы. Ведь ДУКС по латыни —
впередсмотрящий, вожак, предводитель.
— Насколько вы готовы к разговору о создании совместных
производств на территории стран — покупателей вашей
продукции?
— Мы вполне к этому готовы, это не противоречит ни нашему
законодательству, ни политике «Рособоронэкспорта», который
как раз активно способствует созданию совместных предприятий
в различных странах. Кроме того, мы в принципе готовы
активно расширять сотрудничество с партнерами в
дружественных странах, в том числе через обмен
специалистами.
— Какими ключевыми тенденциями на сегодняшний день
определяется развитие ракетной тематики?
— Во-первых, это стремление к многофункциональности, к
повышению точности, помехозащищенности, универсальности.
Второе — снижение стоимости. Причем, эти задачи «Дукс»
старается решать в том числе нетрадиционными способами, на
новых технологических и организационных принципах.
— За счет чего финансируются столь масштабные изменения на
предприятии?
— Основным источником доходов являются экспортные контракты.
И хотя все говорят о кризисе и сложностях, мы считаем этот
период наоброт — полем высоких возможностей и ведем речь об
освоении широкой номенклатуры продукции гражданского
назначения.
— На ваш взгляд, ракета Р-73 — это шедевр оборонной
технологической мысли?
— Без сомнений! Отработанная очень надежная аэродинамическая
схема. Долгий срок жизни. Мы проводим плановые ремонты
ракет, которым уже очень много лет, и видим, что они — в
прекрасном рабочем состоянии, хотя отдельные моменты по
сервисной политике подлежат замене. У этой ракеты еще немало
вариантов развития, когда поставив другую «начинку» на новой
элементной базе, можно значительно поднять ее боевой
потенциал, увеличить дальность, скорость, мощь. Мы знаем
целый ряд направлений модернизации, которые позволяют выжать
из этого изделия максимум.
Сегодня немало усилий «Дукс» направлены на модернизацию
ракеты Р-73 и ее пускового устройства. Расширяются
возможности ракеты по энергетике, перегрузкам,
управляемости, надежности, высотности и дальности
применения. В целом ее эффективность по сравнению с
предыдущей, будет в 1,5 раза выше. Совершенствуется и
пусковое устройство, которое используется на всех самолетах
фронтовой авиации.
Мы активно развиваем новые направления, даже несмотря на то,
что в настоящее время спрос на нашу продукцию превышает ее
производство. И не только по ракетному направлению. Это в
полной мере относится к сигнальным табло, всевозможным
электроклапанам, баллонам высокого давления,
электромеханизмам и другой продукции, большинство которой
является комплектующими для других конечных изделий. Мы
твердо уверены в том, что производство продукции широкой
номенклатуры является своего рода гарантом в кризисные
моменты.
ПОДВЕРСТКА
Исторические подробности
История Акционерного Общества «Дукс» ведет свое начало с
1890-х годов, когда в Москву из города Вейсехштейн
Эстляндской губернии (ныне – Эстония) приехал Юлий
Александрович Меллер. В 1893 г. на приданое жены он приобрел
небольшую механическую мастерскую в Москве на
Садово-Триумфальной улице. Начало было положено
производством деталей из тонкостенных труб для цирковых
номеров (трапеции, стремянки, лестницы и т.п.). Позже начали
производить трубы для парового отопления. Уже в первый год
оборот мастерской составил 30 тыс. рублей. В 1894 г. Ю.А.
Меллер организовал в мастерской сборку велосипедов, получая
комплектующие из Англии. Конструкции велосипедов постоянно
совершенствовались, владелец оперативно внедрял у себя новые
технологии.
Производство непрерывно расширялось: годичный выпуск
велосипедов вырос со 150 штук в 1895 г. до 1000 велосипедов
различных модификаций ежегодно. К концу ХIХ века на фабрике
трудились уже 115 рабочих. Весной 1901 г. компания купила
участок земли в Тверской Ямской и начали строить комплекс
зданий по проекту архитектора К.К. Гиппиуса. Уже к концу
года в новом цехе установили оборудование, и фабрика вновь
вступила в строй.
В начале 1900-х годов «Дукс» начал осваивать производство
велосипедов с бензиновыми моторами, вслед за ними выпускали
автомобили с семисильными двигателями внутреннего сгорания
по типу американских «Олдсмобилей». В 1905 г. выпустили
около 100 «Дуксмобилей», из них 30 полностью российского
производства. Фирма стала единственной в истории российского
автомобилестроения, выпускавшей паровые, электрические и
бензиновые автомобили.
Следующим этапом стала авиация. Начав с постройки
дирижаблей, уже в 1910 г. фабрика «Дукс» построила свой
первый аэроплан, и в 1910-е годы почти полностью перешла на
производство самолетов, превратившись в крупнейший в России
авиастроительный завод. Начало Первой мировой войны привело
к увеличению заказов. Выпуск самолетов в среднем увеличился
в 2,5 раза, так в период с 1914 по 1917 г. было построено
190, 382, 481 и 543 самолета соответственно. Таких темпов
роста производства не имел ни один из российских
авиазаводов.
Революция 1917 года национализировала все авиазаводы. «Дукс»
получил название Государственный авиационный завод №1 (ГАЗ
№1). Не ограничиваясь выпуском уже налаженной серийной
продукции, в нелегкие годы гражданской войны на «Дукс»
организовали серийный выпуск новых модификаций боевых
самолетов. Параллельно с постройкой новых машин завод
занимался капитальным ремонтом авиатехники. В начале 1923 г.
на заводе №1 организовали конструкторское бюро, которое
возглавил Н.Н.Поликарпов.
К началу 1930-х годов XX века Завод №1 ежемесячно строил до
100 самолетов, самостоятельно выпуская практически все
детали и узлы, кроме моторов и приборов. К началу Великой
Отечественной войны завод оставался единственным
специализированным заводом по авиационному вооружению. Здесь
выпускались практически все установки стрелково-пушечного
вооружения для истребительной, штурмовой и бомбардировочной
авиации страны.
В годы Второй Мировой войны завод полностью перестроился на
нужды военного времени, параллельно с выпуском установок
авиационного вооружения делая необходимое бойцам в окопах
оружие. В 1946 г. началось срочное освоение в серии
стратегического бомбардировщика Ту-4.