В летной программе международного форума «Армия-2018»
принимают участие сразу два учебных самолета корпорации «Иркут».
Причем выступление Як-152 — проходящего испытания самолета
первоначального обучения — на «Армии» пройдет впервые. Что
касается второй машины, то это хорошо известный
учебно-боевой самолет Як-130, который активно используется
для подготовки будущих летчиков ВКС России.
В 2018 г. в истории Як130 произошло знаменательное событие.
Международная авиационная федерация (FAI) вручила летчикам
корпорации «Иркут» дипломы, которые официально подтвердили
регистрацию ранее установленной серии мировых рекордов. Их
авторами на самолете Як130 стали летчикииспытатели Олег
Кононенко, Олег Мутовин, Андрей Воропаев и Василий
Севастьянов.
Как известно, FAI регистрирует не только абсолютные мировые
достижения, но и рекорды, установленные в отдельных
категориях летательных аппаратов. Учебнобоевой Як130
относится к классу C1f (серийные турбореактивные самолеты
наземного базирования с взлетной массой от 6000 до 9000 кг).
На этой машине было установлено девять мировых рекордов
скороподъемности на различные высоты с полезной нагрузкой и
без нее.
На высоты 6000 м и 9000 м Як130 без груза поднялся,
соответственно, за 102 и 164 секунды. При этом были побиты
рекорды американского стратегического самолетаразведчика
U2C. Он имеет высокое аэродинамическое качество, что
обеспечивает отличную скороподъемность и уникальную
«летучесть» на большой высоте. Однако в отличие от Як130
этот самолет поднимает на большую высоту только сам себя —
полезная нагрузка U2C мизерная.
Между тем Як130 в одном из рекордных полетов поднял 2000 кг
на высоту 9000 м за 4 минуты 43 секунды. Выполняя полеты на
скороподъемность, Як130 обновил рекорд по подъему груза на
высоту 2000 м, который был установлен на советском
истребителе МиГ21.
Уникальность Як130 в том и состоит, что он способен
опередить и специализированный высотный самолет, и
истребитель.
Бывший главный конструктор Як130, а ныне вицепрезидент
корпорации «Иркут» по разработке авиационной техники —
директор Инженерного центра им. А.С. Яковлева Константин
Попович подчеркивает, что рекордные полеты выполнял самолет,
имеющий серийную конфигурацию. Специально для рекордов
Як130 не дорабатывался.
«Высокие тяговооруженность и скороподъемность, способность
летать на больших углах атаки, отличная управляемость — это
те качества, которые закладывались при проектировании
Як130», —
говорит Попович. По его словам, рекорды
доказывают, что самолет способен летать на режимах, близких
к современным истребителям. Именно это делает «стотридцатку»
идеальным самолетом для подготовки пилотов для истребителей
поколения 4+ и 5, в том числе сверхманевренных боевых машин.
Самолеты Як130 и Як152 входят в состав
учебнотренировочного комплекса подготовки летного состава
вместе с учебными классами и различными тренажерами. Такой
комплекс позволит готовить пилотов боевых самолетов с нуля
до высшего пилотажа и применения высокоточного оружия.