На рубеже веков произошел «фазовый переход» — количество
перешло в качество, предприятие создало семейство базовых
вспомогательных газотурбинных двигателей (ВГТД) нового
поколения трех типоразмеров: ТА14/ТА14130, ТА18100,
ТА18200 с эквивалентными мощностями 100, 250 и 350 кВт. Это
изменило сам характер работы. Теперь ведется системная
адаптация базовых ВГТД в линейки их моделей и модификаций, с
выбором типоразмера в зависимости от энергопотребностей
данного ЛА. За 45 лет было создано менее 10 типов ВГТД, а за
последние 15 лет — почти 20 моделей и модификаций. Базовые
двигатели позволяют обеспечить энергопотребности всех
эксплуатируемых, модернизируемых и создаваемых ЛА, а по
удельным и эксплуатационным характеристикам соответствуют
уровню лучших мировых образцов.
ТА18100 по лицензии производится и итальянскими партнерами,
продвигающими его на европейский рынок для использования в
продукции концернов Airbus и Leonardo. Успешно завершается
работа с EASA по валидации Сертификата типа, и Аэросила
может стать лидером среди российских двигателестроителей по
оформлению собственного «окна в Европу». Окно не для
заимствования чужих технологий и ввоза товаров (с чем в
российском сознании традиционно ассоциируется это понятие),
а наоборот — для продвижения российского hightech, роста
поставок ТА18100 зарубежным самолето и вертолетостроителям.
Разработанный в 2015 году по договору с Минпромторгом РФ и
сертифицированный ВГТД ТА18200МС может быть применен на
самолете МС21.
Газогенератор ТА18200 вызывает интерес потребителей в
качестве базового для создания электрических силовых
установок (СУ) малых самолетов и вертолетов.
Эта деятельность находится в русле движения Аэросилы к
формированию нового направления — создания маршевых СУ и
энергоузлов, в т.ч. в новом для нас и более высоком классе
мощности 12001700 л.с.
Техническое предложение 2012 года по созданию бортовой
энергоустановки было одобрено МО РФ, и началась разработка
УБЭ1700, обеспечивающей 480 кВА и сжатый воздух для
энергопитания потребителей на борту самолета А100. Идут
испытания и доводка, подготовка к серийным поставкам, а
конструкторы прорабатывают предложения по созданию семейства
СУ для оснащения самолетов, вертолетов и иных применений.
Поддержаны предложения по созданию ГТД500 мощностью 500
л.с. для вертолетов Ка226 и «Ансат», он может стать и
основой СУ для малой авиации с использованием нашего
воздушного винта.
Разработчиков ВГТД в мире практически можно пересчитать на
пальцах одной руки, и Аэросила — единственная в РФ. Полный
цикл создания новой продукции от научных исследований до
изготовления опытных образцов, испытаний и технической
поддержки; современные технологии производства и широкая
производственная кооперация позволяют не только ускоренно
создавать новые модели и модификации, но и наращивать объемы
их производства под заявляемые заказчиками потребности.
Cамо название «Аэросила» уже указывает, с чего начиналось
предприятие.
Доля винтовой тематики снизилась, но работы
идут широким фронтом, по трем направлениям главных ударов:
• создание воздушных винтов для новых и модернизируемых ЛА,
в т.ч. с новыми инженерными решениями — электроуправление и
др. Представлены винт АВ115 для БПЛА, проходящий летные
испытания винт АВ112 для самолета Ил112 и регионального
самолета Ил114. Идет разработка винта АВ410 для самолета
Л410, по своим параметрам он должен превзойти заменяемый
винт;
• поддержание эксплуатации и модернизация парка воздушных
винтов, включая дальнюю и военнотранспортную авиацию;
• успешный опыт создания воздушных винтов с эффективностью
0,9 инициировал запросы зарубежных заказчиков на разработку
соосного винта для замены применяемого одиночного с целью
повышения эксплуатационных характеристик ЛА.
|